Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Китайский менталит 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

Национальное собрание народных представителей i

Государственный совет i

Комиссии

Комиссия государственного капитального строительства Государственная плановая комиссия Государственная комиссия науки и техники Государственная экономическая комиссия

6 регионов

22 министерства

10 комитетов

Северный;

Сельского хозяйства

Народный банк

Северо-

и лесоводства; угольной

Китая;

Западный;

промышленности;

Банк Китая;

Северо-

торговли;транспорта

Госстрах;

Восточный;

и связи;

Всекитайская

Централь-

внешнеэкономических

федерация

ный;

отношений; финансов;

кооперации;

Юго-

промышленности;

Госконтроль;

Западный;

1) машиностроения;

Комитет

Восточный

2) атомной энергетики;

гражданской

3) обычного вооружения;

авиации;

4) артиллерии;

Комитет геологии;

5) электроники;

Комитет

6) судостроения;

океанографии;

7) авиастроения;

Сейсмическая

металлургии; обороны;

служба;

почты и телевидения;

Комитет

здравоохранения; железной

путешествий

дороги; текстильной

и туризма

промышленности;

сохранения природных

ресурсов

Рис. 4.1. Структура экономического планирования КНР

(Л), так и в промышленности (Л.) посредством программы управления рабочей силой. Государство обеспечивает выпуск сельскохозяйственного сектора (XJ и перекачивает ресурсы из аграрного сектора


Рис. 4.2. Роль государства в экономическом развитии Китая

в индустриальный сектор для форсирования промышленного производства (X) в соответствии с программой размещения ресурсов.

Государство регулирует сельскохозяйственное потребление (CJ и промышленное потребление (С) в соответствии с программой рационирования, квотирования и распределения. Государство формирует сбережения, ограничивая потребление на низком уровне.

Государство регулирует внешнюю торговлю с целью компенсации внутреннего дефицита и излишков. Уровень инвестиций в аграрный сектор (IJ определяется возможностями аграрного сектора и той долей прибыли, которую государство позволяет отрасли сельского хозяйства капитализировать. То же самое относится и к инвестированию в область промышленности (/.).

Кроме того, существует свободный рынок (L), через который перекачиваются товары и услуги из аграрного и промышленного секторов для потребления.

Но А. К. Developing the economy of the Peoples Republic of China. - N. Y., 1982. P. 69.



Глава 4. Советский опыт на земле Чжунго

Похожую модель китайской и северокорейской экономической модели изобразил американский исследователь Сук Бум Ён на рис. 4.3.

Погода

Инвестиции Труд Производство

Производство

Потребление ( С

Накопление ( S

Импорт

Экспорт

Платежный баланс

Рис. 4.3. Экономическая модель Китая и Северной Кореи

В данной модели, иллюстрирующей эконо.мику Китая до реформы, экзогенные переменные обозначены прямоугольными фигурами, а эндогенные переменные - круглыми фигурами.

Между макроэкономическими моделями Сук Бон Ёна и А. Хо, несмотря на определенные отличия, много общего. Обе модели подчеркивают важность климатического фактора в процессе воспроизводства - явный показатель уязвимости экономической системы. Обе модели кардинальным образом отличаются от классической рыночной макроэкономической модели.

См.: Suk Вит Yoon. Macroeconomic Interaction between domestic and Foreign Sectors in tlie North Korean Economy: A schematic Interpretation North Korea in a regional and Global context. - Berkeley, 1986. P. 60.

,46,.

Глава 5

Гайгэ - это реформа по-китайски

Засеять поле под лучами солнца. Под ласковым дождем удобрить пашню. Под ветро.м распустить над лодкой парус. Собрать прекрасный же.мчуг под волною. Лес посадить на диких склонах горных. Взрастить цветы, где горожанам тесно, В пустыне отыскать источник влаги И выдать уголь на-гора из тахты - Все это, как история нам пишет. Работа для тебя и для потомков. (1981 г.)

ЛоЛо (род. 1927 г.)

5.1. Экономическая реформа

Надежда - друг мечты.

Фантазии сестра. if.

Как луч, невидима.

Как ветер, беспокойна. ,

Ай Цин

Ноябрьский 3-й пленум 11-го созыва 1978 г. явился своеобразным водоразделом между пла}ювой моделью развития советского образца и современной экономической реформой.

Первоначально реформа не имела какого-либо четкого теоретического обоснования. Основным принципом реформирования стал лозунг. Переходить через реку, нащупывая па дне камни .

Показатели душевого производства КНР в 1978 г. составляли: по стали - 34 кг против среднемирового уровня в 165 кг (СССР - 580 кг, Япония - 889, США - 568); по углю - 662 кг против среднемирового уровня в 820 кг (СССР - 2771, США - 2738); по нефти - 112 кг против среднемирового уровня в 707 кг (СССР - 2191 кг, США - 1962); по электроэнергии 275 тыс. кВт/ч против среднемирового уровня в 1806 тыс. кВт/ч (СССР - 4601 тыс. кВт/ч, США - 10 452, Япония -4909); по зерну 276 кг против среднемирового уровня в 373 кг (СССР - 878, США - 1243); по хлопку - 2 кг против среднемирового уровня



в 3 кг (СССР - 10, США - 11); по мясу - 9 кг против среднемирового уровня в 25 кг (СССР - 51 кг, США - 77 кг).

Тем не менее уже в 1978 г. КН Р занимала 1 -е место в мире по производству тканей; 2-е - по зерновым, чаю и ряду масличных культур; 3-е - по хлопку, бобовым, мясу, углю, химическим удобрениям; 5-е - по стали, 7-е - но электроэнергии, 8-е - по нефти.

Китайская экономика отличалась крайне низкой производительностью труда (ниже, чем в СССР, в металлургии - в 11 раз, в угольной промышленности - в 3 раза).

Региональное развитие страны характеризовалось ярко выраженной неравномерностью. Более или менее благополучные восточные районы страны резко контрастировали с крайней нищетой западных областей.

Сравнительно низким уровнем характеризовалось развитие науки, образования, культуры. В этих важнейших областях Китай отставал от мирового передового уровня самое скромное на 30 лет.

Первый этап реформы (1978-1984 гг.) обычно называют этапом реформирования аграрной экономики. Однако вряд ли стоит его идеализировать. С одной стороны, успехи были несомненными и впечатляющими: так, производство зерна увеличилось с 304,77 млн тв 1978 г. до 407,31 млн т в 1984 г. Однако данный успех во многом имел спонтанный характер.

Главной особенностью начала реформ можно назвать осторожность, постепенность и настойчивость.

Лозунгом 1980 г. было объявлено сочетание плана и рынка. В 1981 г. выдвинут новый лозунг: Плановая экономика - главное, а рыночная - второстепенное .

В 1983 г. экономика условно была разделена на 4 сферы. В первую область директивного, прямого регулирования входили крупные промышленные предприятия и оборонная промышленность (примерно 30% валового промышленного производства). Вторая область (частичного директивного планирования) охватывала примерно 10% промыш-

40 лет упорного движения вперед. - Пекин, 1989. С. 470, 260. Синьчжунго уцзн нянь. С. 33.

Суть состояла в следующем. В конце 1970-х гг. были опубликованы законодательные акты о наделении крестьян неболыними подсобными участками. В ответ на это сельское население, а оно составляло 4/5 страны, явочным порядком в кратчайшие сроки поделило между собой большинство сельскохозяйственных угодий. Власти оставалось лишь объявить о долгосрочной аренде поделенных земель.

ленного производства. Третья область (30%) (охватывающая средние и частично мелкие предприятия) подлежала так называемому направляющему планированию. Наконец, остальные 20% экономики регулировались исключительно рынком.

Период 1978-1984 гг. вобрал в себя следующие процессы: скоротечное крушение в результате массового перехода аграрного сектора на семейный подряд такого детища левацких социальных экспериментов, как трехступенчатая система собственности народных коммун с собственностью производственных бригад в качестве основы ; первые попытки оживления госсектора за счет расширения хозяйственной самостоятельности предприятий; теоретическое уравнивание в правах коллективной собственности с государственной; быстрое развитие нового коллективного уклада в городах как меры по смягчению проблем трудоустройства; объявление индивидуальной трудовой деятельности полезным дополнением к социачистической общественной собственности ; выработку первых законодательных актов, стимулирующих привлечение прямых иностранных инвестиций. Весомый вклад в теоретическое обоснование многоукладности экономики в Китае в этот период внесли ученые-экономисты Сюэ Муцяо, Сюй Ди-синь, Дун Фужэн, Хэ Цзяньчжан, Ду Жуньшэн, Юй Гуанъюань.

За первый период реформы объем ВВП вырос с 320,19 млрд юаней (1977 г.) до 717,10 млрд (1984 г.), а ВВП на душу населения с 339 до 692 юаней.2

В октябре 1984 г. 3-й пленум ЦК КПК 12-го созыва принял постановление о реформе экономической системы в городах, чем объявлялся ее второй этап.

Второй этап реформы (1984-1992 гг.) можно назвать ускорением демонтажа плановой системы советского образца и постепенным переходом к рыночной экономике.

Октябрьский пленум 1984 г. объявил курс на осторожность и взвешенность. 1985 и 1986 гг. были объявлены периодом урегулирования диспропорций. К этому времени Китай вышел на первое место в мире по производству зерна, хлопка, угля, на 4-е - по производству стали и электроэнергии, на 5-е - по добыче нефти.

XIII съезд КПК (октябрь-ноябрь 1987 г.) объявил о курсе: Построение социализма с китайской спецификой . На нем была провозгла-

См.: Портяков В. Я. Реформа отношений собственугости в КНР Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 6. С. 54. Синьцжунго удзи нянь. С. 3.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39