Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Китайский менталит 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39

на нескольких работах одновременно. Тяжкий труд. Серые однообразные будни. Минимум отдыха. Ворчливая жена. Затравленные дети. Результат очевиден. Некрологи преподавателям с завидной регулярностью и частотой стали появляться на стенах университетов и библиотек. А чтобы писали учебники, как надо , различные зарубежные фонды подпитывают кучку профессоров и доцентов. И как правило, в долларах. И это не обязательно самые талантливые ученые. Просто им повезло , и они сумели добраться до этой кормушки-фонда. Ну не те же ли это середняки при фондах? Но благодетельство фондов надо должным образом отрабатывать . Чаше всего - под ненавязчивую диктовку западных коллег. И писать не в интересах развития России, а в интересах кого-то совсем другого. Если вы экономист и работаете при кормушке , то обязаны быть правомерным либералом, придерживаться неоклассической парадигмы. Не дай Бог, если вы приверженец кейнсианства - оно не в моде ныне в высокоразвитых странах Запада. Однако именно кейнсианство - практически единственный ныне способ вывести Россию из глубочайшей экономической прострации. Но подумайте же хорошенько о себе и станьте приверженцем неоклассики. Ведь вам платят деньги (чаше долларами) и финансируют командировки в США и Европу. А иначе - S100 в месяц с перспективой досрочного некролога.

В космос мы больше не летаем. Космические станции и подводные лодки тонут, телебашни горят. А середняк, покончив с наукой, двинул свои чугунные стопы в систему управления страной на всех уровнях. Чиновников развелось до жути. И когда президент страны с экрана телевизора бравирует своими тройками в университете (как же он во-обше попал в такое привилегированное заведение?), то страну никак не ждет светлое будушее. Страна обречена на нишету, ибо без модернизации экономики будушее страны однозначно: латиноамерикани-зация + африканизация в северном исполнении. И рынок никакой не спасет. А учебник микроэкономики до сих пор стоит у меня на полке.

Но вернемся в Китай. Модернизация. В 1997 г. на XV съезде КПК стратегия модернизации страны обобшена и конкретизирована по ключевым направлениям развития экономики. С 1981 г. и до конца XX столетия в Китае внедрено около 440 тыс. крупных научно-технических проектов, из которых 75 тыс. на обшегосударственном уровне. Что касается России, то после 1985 г. ни одного крупного научно-технического проекта осушествлено не было вообше. В первой половине 1980-х гг. Китай занимал 2% на мировом рынке высоких технологий, в 1989 г. - 4%, в 1995 г. - 6%, в 2002 г. - 7%.

Стратегия долгосрочного развития. В 1996 г. стратегия долгосрочного развития страны до 2010 г. была впервые официально включена в план 9-й пятилетки (1996-2D00).

В 1992 г. на Международной конференции ООН по экологии и развитию в Рио-де-Жанейро было принято решение о формировании каждой страной мира собственной долгосрочной стратегии развития. Бывший премьер Китая Ли Пэн, принимавший участие в работе этой конференции, заявил, что Китай готов в ближайшем будущем представить мировому сообществу китайскую Программу XXI в. . Не прошло и месяца после окончания конференции в Рио-де-Жанейро, как в июле 1992 г. при участии государства были основаны 52 научные организации с целью выработки перспективной программы развития Китая до 2010 г., а также до 2050 и 2100 гг.

К настоящему времени составлено 5 вариантов китайской Программы XXI в. , а также вариант, составленный при официальном участии постоянной Сессии Госсобрания народных представителей. Таким образом, Китай стал первой страной в мире, опубликовавшей в 1994 г. Программу XXI в. .

В июне 1996 г. китайская делегация участвовала в конференции ООН в Нью-Йорке, где был сделан Доклад о долгосрочном развитии Китая .

В сентябре 1997 г. генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь на XV съезде КПК в своем докладе еще раз подчеркнул важность выработки адекватной стратегии долгосрочного развития страны.

Программа XXI в. Китая состоит из 4 частей и 20 глав, в которых рассматривается 78 проектов.

Приведем основное содержание этих четырех частей.

А. Общие черты стратегии долгосрочного развития. Здесь рассматривается 18 сфер осуществления проектов долгосрочной стратегии развития, ее закономерности и сущность, структура капитала, возможности и организации, участвующие в осуществлении стратегии развития. Подчеркивается, что осуществление данной стратегии должно определяться китайской спецификой.

Отмечается важность создания адекватной законодательной базы для защиты прав всех слоев населения: женщин, молодежи, национальных меньшинств, рабочих, иителлигенции и т. п.

Большое внимание уделяется совершенствованию макроэкономической политики, развитию передовых технологий, информационных сетей, подготовке образованных менеджеров для периферии. Б. Долгосрочное социальное развитие. Здесь рассматривается осуще-ствление проектов в 19 различных сферах. Речь идет о проблемах насе-ления, его доходах и расходах, социальных услугах, искоренении бедно-



сти, вопросах гигиены и здравоохранения, жилищной обеспеченности.

J Особое внимание уделяется долгосрочной политике планирования рож-

f даемости, комплексным мерам по сдерживанию темпов рождаемости, увеличению средней продолжительности жизни, а также повыщению

= образованности населения и т. п.

В. Долгосрочное экономическое развитие. Эта часть посвящена раз-

1 работке проектов в 20 сферах. Здесь затронуты проблемы аграрного развития, промыи1ленности, коммуникаций, энергетического обеспече-

ния. Особое внимание уделяется формированию социалистической рыночной экономики, гармонизации управления рыночными процессами, созданию новых рабочих мест, соверщенствованию контроля. i

Г. Рациональное использование ресурсной базы и охрана окружающей среды. Здесь рассматриваются проблемы охраны природных ресурсов и использования их в долгосрочной перспективе.

Стратегия развития западных регионов страны. В основе этой стратегии лежит идея Дэн Сяопина о двух основополагающих ситуациях , впервые высказанная в 1988 г.

Суть двух основополагающих ситуаций заключается в следующем. Во-первых, восток страны, где основаны свободные экономические зоны, развивается стремительными темпами. Однако центр и запад Китая развиваются не столь динамично. Во-вторых, развитие страны достигло достаточного уровня, чтобы оказать стимулирующую поддержку менее развитым районам.

Китай - страна с огромной территорией, многочисленным населением. Поэтому крайне важно в определенные сроки достигнуть синхронного развития всех регионов. В противном случае неизбежно возникновение серьезных социальных проблем. КПК и китайское правительство рассматривают эту пробле.му в качестве одной из приоритетных и уделяют ей постоянное и пристальное внимание.

8.3. Опыт, приобретенный в ходе реформирования, и существующие проблемы

Пять императоров мудрых пусть меня поучают И щесть знаменитых духов - изложат свое ученье.

Цюй Юань (340-278 гг. до н. э.)

Основной опыт, приобретенный Китаем в ходе более чем 20-летнего реформирования, сводится к следующим моментам.

А. Реформа, развитие и стабильность - неразрывные и взаимо-связасшые факторы. Непременным фактором успешного развития

является стабильность. С 1979 г. происходит неуклонная стабилизация социально-политической обстановки в стране. При этом основным приоритетом остается экономическое развитие. Конечно, в социально-политической системе Китая по-прежнему существует масса недостатков, однако нельзя жертвовать исключительно ради совершенства социально-политической системы экономическим развитием. Это тупиковое решение. Только достигнув зрелого уровня экономики, можно заняться реформированием и демократизацией общественно-политической жизни. Так развивались Япония, Южная Корея, остров Тайвань. Без экономического развития невозможна стабилизация социальных отношений, а пото.му невозможно усовершенствование социально-политической системы. Целью Китая является развитие, средством достижения - реформы. Развитие нуждается в стабильности, а для разви-I тия необходимы реформы.

Б. От изоляционизма к политике открытых дверей . В первые 30 лет после создания КНР в силу особенностей международной обстановки и экономической блокады Китай был вынужден опираться исключительно на собственные силы, практически не контактируя с мировой экономикой.

В 1970-е гг. ситуация начала меняться. Внешнеэкономические отношения Китая динамично развиваются, и к концу XX в. доля внешней торговли занимает существенную часть от ВВП страны. Выход из состояния внешней изоляции стал первым толчком к динамичному экономическому развитию.

В. Необходимость поддержания сбалансированности и оптимизации производственной структуры. Опыт прошлого наглядно проде-.монстрировал, что достижение оптимальной экономической структу- ры крайне важно для гармонического развития государства. Самое главное - сбалансированность во всем: в сфере финансов, кредита, валютных отношениях, сдерживании инфляции и т. п.

Г. Регулирование отношений между центром и регионами страны, а также между отдельными регионами. Китай обладает обширными территориями и многочисленным населением. Однако между различными регионами страны существует существенное различие в развитости производительных сил, наличии природных ресурсов. Поэтому важной проблемой реформирования остается оптимальная интеграция регионов в единое гармоничное целое.

Основные проблемы экономического развития Китая следующие: Есть еще сферы экономики, где реформирование осуществляется медленными темпами. Это относится к государственным пред-



приятиям. с другой стороны, современное производство сталкивается с многочисленными трудностями, так как коммерческие предприятия еще недостаточно окрепли и недостаточно многочисленны.

Высокие темпы роста при низкой экономической эффективности и низком качестве производимой продукции. ВВП на душу населения остается сравнительно невысоким. Структура производства характеризуется отсталостью. Структура распределения - недостаточно рациональна, а научно-технический прогресс оказывает сравнительно небольшое воздействие на экономический рост.

Внутренний рынок динамично расширяется. Но при этом существует жестокая конкуренция со стороны иностранных производителей. Китайские товары по своему качеству часто уступают иностранным. Некоторым национальным отраслям грозит опасность быть уничтоженными иностранным капиталом. В подобной ситуации вступление в мировую эконо.мику очень непросто. При стремительном развитии экспорта и низкой эффективности отечественного производства китайская продукция остается недостаточно конкурентоспособной.

Разрыв между восточными и западными регионами страны возрастает.

Несмотря на увеличение масштабов экономики, безработица увеличивается, сокращается количество рабочих мест на государственных предприятиях, ускоряется миграция сельского населения в города, что порождает множество социальных проблем. Это обостряет проблему нестабильности общества. Увеличивается разрыв в доходах населения. Медленно растут доходы крестьян, что пагубно влияет на развитие сельского хозяйства и стабильности в деревне.

Сохраняется относительно низкая покупательная способность населения, что тормозит темпы экономического роста. Не решены многие старые экологические проблемы, к которым постоянно добавляются все новые.

Рынок китайской рабочей силы велик, но его качественные характеристики все еще оставляют желать лучшего. Неразвитыми остаются рынки: валютно-финансовый, недвижимости и квалифицированных кадров. Уровень образования весьма далек от идеала.

, Проблемы использования иностранного капитала: 1) Процесс передачи передовых иностранных технологий при импорте иностранного капитала остается неудовлетворительным, i В результате Китай теряет весомую часть своего внутреннего рынка, не приобретая взамен ожидаемых качественных технологий. I 2) Структура прямых инвестиций совместных предприятий зачас-.,4 тую оказывается неприемлемой. Объем инвестиций в передовые i отрасли остается низким. Как правило, прямые иностранные инвестиции идут в традиционные отрасли экономики, не способ-i ствуя развитию передовых отраслей. \ 3) Финансовому рынку Китая сложно противостоять давлению со стороны .международного капитала. Количество вкладов в боль- шинстве китайских банков остается весьма скро.мным. Поэтому сравнительно велики финансовые риски. При относитель-! ной неразвитости отечественного финансового рынка крупные перемещения иностранных инвестиций способны вызывать фн-; нансовые волнения и даже потрясения.

Выработка адекватной стратегии для обеспечения стабильного роста. Любая страна мира осуществляет определенную экономическую стратегию независимо от того, осуществляется эта стратегия сплани-рованно или нет. После Второй мировой войны Япония выдвинула лозунг: Экспорт или смерь , для воплощения которого страна прибегла к планированию развития экономики в целом.

Каждая развивающаяся страна, для того чтобы догнать развитые страны мира, пытается выработать ту или иную стратегию. В самых общих чертах экономическая стратегия включает идеологию, лежащую в основе стратегии. Идеология определяет задачи и этапы, за которые стратегия должна быть осуществлена. Цели стратегии развития представляют собой конкретные направления развития, их прогнозируемые результаты. К методам осуществления стратегии относятся виды микро- и макроэкономической политики, к которым прибегает государство для осуществления целей и задач стратегии. Каждая стратегия развития предусматривает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Особенности экономической стратегии характеризуются следующими черта.ми:

i)Всеобъемлющий характер. Необходимо учесть все особенности конкретной ситуации, в которой стратегия будет осуществляться. Всеобъемлющий характер проявляется на различных уровнях



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39