![]() |
![]() |
|
Факторинг Китайский менталит очень малый удельный вес в экономике и не оказывали существенного влияния на общее положение дел. К этому времени единый общенациональный рынок еще не сложился, а объем внешней торговли с уче- S том громадной численности населения был незначительным. К 1949 г. до 90% населения было занято в традиционном аграрном секторе, который давал не менее 65% ВВП. Однако и несельскохозяй- 6 ственный (городской) сектор отождествлять с современным было весьма затруднительно. В начале XIX в. к нему относилось примерно !э 12 млн человек, или 3-4% от общего количества населения (примерно С 350 млн). к На протяжении всего XIX в. городское население росло такими же А темпами, что и общее население страны. Ускорение началось лишь в 1900-1938 гг., когда темпы прироста городского населения в два раза превысили общие. В 1938 г. в городах с населением свыше 50 тыс. человек проживали 27,3 млн человек. Согласно первой более или менее добросовестной оценке национального дохода Китая (1933 г.), сельское хозяйство давало 65% вновь созданной стоимости, промышленность - 10,5, торговля - 9,4, транспорт - 5,6, сфера услуг - 5,6, управление - 2,8, строительство - 1,2%. Доля современного сектора составляла 12,6% от национального дохода, на традиционный сектор приходились остальные 87,4%. Движение валового национального продукта в течение рассматриваемого периода показано в табл. 3.1. Движение ВНП определялось главным образом нестабильным развитием сельского хозяйства. Если в 1912 г. ВНП на душу населения составлял 113 юаней (в ценах 1957 г.), то в 1933 г. - 123 юаня, а в 1957 г. -115 юаней. С 1930-х гг. китайское правительство начало разрабатывать программы экономического развития. Это можно оценить как большой прогресс в сфере экономической политики и народного хозяйства в целом. Многочисленные и грандиозные проекты преобразования китайской экономики имеются уже в работах великого Сунь Ятсена (1866-1925). * Он предлагал развивать производительные силы страны и впитывать Таблица 3.1 ВНП Китая (млрд юаней в ценах 1957 г.) См.: Feuemerker А. Economic trends in the RepubHc of China. 1912-1949. -Ann Arbor, 1977. P. 7-8. Ibid. P 7. Ibid. P. 13. См.: Суиь Ятпсен. Избранные произведе}Шя. - М., 1985. А
Источник. Perkins D. Н. Growth and changing structure of Chinas twentieth-century economy Chinas modern economy in historical perspective. - Stanford, 1975. P. 117. Промышленную мощь иностранных держав: построить 100 тыс. миль железных дорог, 1 млн миль автомобильных дорог, три крупнейших морских порта, сравнимых с Нью-Йорком, сеть каналов, мощную систему связи, развернуть индустриализацию, модернизацию аграрного сектора, производить массированные лесопосадки по всей стране. Планы Сунь Ятсена были величественны, но не слишком конкретны. Пристальное внимание планированию экономического развития китайское правительство стало уделять с 1931 г. В июне этого года был создан Национальный экономический совет. В его состав входили бюро дорог, бюро гидроинженерных работ, комиссия хлопчатобумажной промышленности, комиссия по кооперации и ряд других. В мае 1931 г. была провозглашена программа из 10 пунктов, основанная на принципах идей Сунь Ятсена, в которой определялись цели и задачи ряда государственных экономических проектов и детали планов развития промышленности и сельского хозяйства. В августе 1931 г. был обнародован грандиозный десятилетний план, охватывающий проекты строительства морского флота, создания современной энергетики, сталелитейной промышленности и т. д. Однако после некоторых колебаний было решено принять более реалистичный трехлетний план, включавший самые неотложные проекты, такие как строительство дорог и водных систем. Помимо этого, имелись также планы промышленного и аграрного развития. Экономическое планирование гоминдановского правительства Чан Канши (вплоть до 1949 г.) руководствовалось идеями Сунь Ятсена и резко отличалось от идеологии 1юслевое1шых пятилетних планов коммунистов. Гоминдановцы рассматривали Китай как составную и неразрывную часть мировой экономической системы, оказывающую воздействие на положение в мире и находящуюся под ее влиянием. Вместе с тем на китайскую политику планирования воздействовали опыт СССР, а также Германии, внутренняя обстановка в стране и угроза японского наществия. Существует несколько попыток оценок темпов роста китайской экономики первой половины XX в. в целом и промышленности в частности. Особый вклад в эту сферу внес;ш китайские и американские ученые: Ф. К. Хун, Ван Фошань, У Паосан, Дж. К. Чен, Т. Дж. Равски, Д. К. Перкинс и др. В табл. 3.2 приведено сравнение индексов промышленного производства, данное Ф. К. Хуном, Ван Фошенем и Дж. К. Ченом. Таблица 3.2 Сравнение индексов промышленного производства в работах китайских экономистов (1933 г. = 100%) Окончание табл. 3.2
Иапишшк: Hung F. С. Rates and Patterns оГ Industriui Crowtli in modem China. - N. Y., lO.iS; Wung l-ith-shcn. Cliiniis iiidiLSlrial production 1931-1946. - Nanking, 1948. P. 10; ChuiigJ. K. Iiuhistriiil devclopmcut in pre-conuinuiist China. Л ((uantitative aiuiiysi.s. - Chicago, 1969. \K 67. Среди вып1еприводсцпыхлап1п.1Х наиболее репрезентативными ирп-нято считать ре:1ультаты нсслсдовапи!! /1,ж. К. Чепа. Таблица3.3 иллюстрирует рост промьпплеиного производства Китая довоенной эко- 1И)МНКИ. Таблица 3.3 Среднегодовые темпы промышленного роста Китвя в предвоенный период (% в год)
Источник: ChangJ. К. Industrial development in pre-conuiiunisl China. Л tuaritittilive analysis, - Chicago, 1969. P. 71. Через 20 лет после выхода в свет монументальной работы Дж. К. Чена появилась весьма солидная монография Т. Г. Равски, который также приводит немало интересных данных, правда, не все из них совпадают с результатами Дж. К. Чена. По мнению Т. Г. Равски, а также ряда других исследователей, темпы роста промышленности в довоенном Китае были выше, чем в инду-стриалыпэ1Х crpatiax, но доля современный промышленности в ВНП составляла не более 3%, а весь современный сектор экономики - менее 13% (табл. 3.4). Таблица 3.4 Темпы промышленного роста в ряде стран, 1912-1936 гг. (в %)
Источник: Rawski T.J. Economic growth in Prewar China. - Berkeley, 1989. P. 70. Китайская индустриализация отличалась своей спецификой. Прежде всего это касалось размещения промышленности: нигде в мире не было подобной ее концентрации. Так, Шанхай, провинция Цзянсу, а также оккупированная японцами Маньчжурия давали 2/3 промышленного производства страны. Для сравнения, к примеру, в США доля Масачуссетса, Нью-Йорка и Пенсильвании в промышленном производстве страны составляла в 1860 г. 52%, а в 1900 г. - 43%. В целом довоенная китайская промышленная структура весьма напоминала прочие аграрные страны. В табл. 3.5 да[1ные по 9 слаборазвитым странам с доходами на душу населения ниже $ 100 в 1958 г. демонстрируют секторную структуру, весьма близкую к китайской в 1933 г., эа исключением низкой доли в Китае химической промышленности и, напротив, высокой доли текстильной промышленности. Rawski T.J. Op. Cit. P. 73. Самыми крупными отраслями промышленности в довое1Нюм Китае были пищевая (пища, табак, напитки) и особенно текстильная. К середине 1930-х гг. на китайских хлопчатобумажных фабриках работали более 300 тыс. рабочих, которые перерабатывали больше хлопкового сырья, чем Великобритания и Германия вместе взятые. Данные о промьш1ле1ШОЙ структуре США за 1880 г. также весьма напоминают китайские за 1933 г., за исключением более низкого удельного веса текстильной промышленности, высокой доли производства древесины, а также кожи и резины. То же самое относится и к японской промышленности 1922-1931 гг. (за исключением более низкой доли пищевой промышленности). Итак, промышленная структура довоенного Китая была весьма сходной с американской (1880-е гг.) и с японской (1922-1931 гг.). Индустриальный сектор развивался довольно динамично (табл. 3.5). Таблица 3.5 Структура промышленности в Китае и в других государствах
Источник: Rawski T.J. Economic growth in prewar China. - Berkeley, P. 85.
|