Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Психология рынка forex 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53

графиков к перенесенной потере личного когггакта с другими торговглми агентами, вызванной использованием электронных средств заключения сделок. Анонимные числа на экране не могут заменить голосов и разговоров с другими участниками рынка; в попытке восполнить эту потерю, трейдеры обратились к графикам, чтобы восстановить чувство единства с другими и психологической безопасности в принятии решений. Это наблюдение было подтверждено некоторыми трейдерами, которые сообщили, что они пользуются графиками, чтобы субъективно убедиться в правильности своих торговых суждений. Как отмечает один трейдер: Трейдерам необходимо чувствовать, возможно, даже больше, чем большинству других принимающих решения людей, что они правы, а графики помогают создавать эту уверенность .

С другой стороны, трейдеры отмечали, что торговые рещения были подвержены влиянию знания о других трейдерах, которые пользуются графиками. Размышления о других участниках рынка, которые применяют графические методы прогнозирования, может генерировать самоусиливающиеся торговые модели, которые являются чисто психологическими по природе. На уровне коллективного рьшка подобные торговые модели наделяют графики способностью контролировать валютные курсы с помощью накликанных рыночных бед . Накликанные беды оказывают влияние на человеческое взаимодействие в различных ситуациях; им активно удается вызвать предсказанный результат, гсак следствие уже самого того факта, что они бьши накликаны. Они могут управлять поведением групп, как бьшо замечательно продемонстрировано ситуацией, которая сложилась в Калифорнии в 1979 году, когда газеты сообщили о надвигающейся опасности нехватки топлива.

Концепция накликанной беды бьша впервые определена американским социологом Робертом К.Мертоном (Robert K.Merton), отцом лауреата Нобелевской премии в области экономики Роберта К.Мертона (Robert C.Merton), как изначально неправильное определение ситуации, которое, тем не менее, запускает механизм новых действий, которые, в конечном итоге, подтверждают изначально ложную концепцию . Другими словами, предсказание. вовлеченное в самореализующееся пророчество, самоподтверждается, вызывая ожидаемый результат, но не путем правильного его прогнозирования, по крайней мере, не с самого начала.

Охваченные паникой aвтoвлaдeJгьцы отреагировали штурмом автозаправочных станций, чтобы защитить себя и заполнить свои баки, пока топливо еще есть в наличии. Несмотря на тот факт, что сообщаемая причина нехватки бензина в конечном итоге оказалась неверной, предсказание оказатось правильным; оно запустило механизм поведения среди автолюбителей, который привел к нехватке бензина, о чем и говорилось изначально. Практически за один день все запасы в Калифорнии бьши уничтожены напуганными водителями. Как показывает пример, чтобы накликанная беда сработала, в нее нужно верить. Предсказания, которые активно претворяют себя в жизнь и оказьгвают влияние на будущие результаты базируются на людях, которые убеждены в их правильности.

Свидетельства подобных самореализующихся динамик на финансовых рынках можно наг1ти в исследовании мотивов инвесторов во время значительных падений цен во время крахов на фондовом рьшке экономиста Роберта Шиллера (Robert Shiller). По следам побившего рекорды краха 19 октября 1987 года, инвесторам бьш задан вопрос о том, насколько важными они считают различньге новости, которые бьши опубликованы во время краха. Удивительно, но самыми важными новостями в рейтингах инвесторов оказались не экономические или политические по природе новости, но скорее те, которые касались падений цен на рьгаке самих по себе . Другими словами, инвесторы продавали потому, что они воспринимали рьшок как падающий, таким образом убеждаясь в своем восприятии и превращая это в еще более прочную рыночную реальность!

Довод экономиста Лукаса Менкхоффа (Lukas Menkhoff) о том, что приверженность к графикам может рассматриваться, как форма самореализующихся пророчеств подтверждается оценками трейдеров валютного рынка. Как отмечает один трейдер, трейдеры пользуются графическтгм анализом как страховкой , защищающей от большого числа других трейдеров, о которых известно, что они пользуются графиками, таким образом, обеспечивая еще более серьезную причину для того, чтобы другие трейдеры сами пользовались графиками. Без системы фафггков ты больше не можешь обойтись, потому что ею

Эти результаты можно также рассматривать как свидетельство психвдогической информации и обратной связи, замыкающей кольцо среди участников рынка: что обсуждается в главе 5 Новости и слухи .



пользуются все , - говорит о её важности другой трейдер. Как следствие, по словам одного трейдера: Если сто человек верят во что-то, эти сто человек сдвинут рынок с места. Так они подтверждают график .

Чтобы проанализировать значение фундаментального и технического/графического анализов более систематично, Европейский опрос предлагал трейдерам и финансовым журналистам оценить важность двух подходов к прогнозированию по ряду различных временных диапазонов . Рисунок 4.1 иллюстрирует важность, приписываемую методам прогнозирования по семи временным диапазонам, начиная or суточных прогнозов до прогнозов, делаемых на периоды больше одного года.

Период прогнозирования оказывает важное влияние на использование фундаментального анализа и технического/ графического анализа: чем короче диапазон прогнозирования, тем важнее технический/графический анализ, чем длиннее диапазон прогнозирования, тем более важным для участников валютного рынка становится фундаментальный анализ , как для трейдеров, так и для

Многие торговые стратегии, основанные на псевдо-сигналах, шуме и популярных моделях, соответствуют ожиданиям и ведут к сдвигам в совокупном спросе , - согласно экономистам Андрею Шляйферу (Andrej Shleifer) и Лоренсу Саммерсу (Lawrence Summers).

Сходные наблюдения, возможно, привели менеджера влиятельного хедж-фонда Джорджа Сороса (George Soros) к заключению, что спрос и предложение на финансовых рьшках не являются независимой экономической данностью; другими словами, события, на которые направлены рьшочные ожидания, не просто происходят, но, напротив, активно формируются ожиданиями участников рынка. Сорос называет эту взаимозависимость между рьшком и ожиданиями участников рьшочной рефлексивностью. Он настаивает, что финансовые рьшки не могут правильно учитывать будущее. Поскольку финансовые рьшки также оказывают влияние на основания, которые они пытаются предсказать, развитие рьшка может значительно отличаться от экономических моделей, которые, как предполагается, они должны отражать.

Поскольку средства распространения финансовой информации играют важную роль в рыночных ожиданиях (см. Главу 5 Новости и слухи ), взгляды финансовых журналистов также исследуются.

Эти открытия согласуются с результатами предыдущего опроса в 154

финансовых журна1ШСтов. Однако трейдеры и финансовые журналисты оценили важность методов прогнозирования по-разному; для каждого диапазона, по сравнению с финансовыми журналистами, трейдеры придают большую роль техническому/графическому анализу, и наоборот, по каждому диапазону, финансовые журналисты делали относительно больший упор на фундаментальный анализ.


1иедепя 1 месяц 3 месяца 6 месяцев ,

В(Хт>е11дери я.со.ые.урнинсл!

Рисунок 4.1 Важность, придаваемая техническому/графическому и фундаментальному анализу трейдерами валютного рынка (где п=282) и финансовыми журналистами (где п=49)

Это серьезное различие между двумя группами может лучше всего быть объяснено различной природой их ежедневных профессиональных задач: в отличие от трейдеров, журналисты напрямую не прршимают участия в торговых решениях, но обеспечивают людей, принимающих решения на бирже, новостями и анализом рьшка. Одним из важных аспектов этой работы является установка причинно-следственных связей относительно прошлых колебаний рьшка (например, объяснение этих колебаний с помощью правдоподобных причин и разработка логических обоснований возможных будущих рьшочных трендов). Чтобы сделать финансовые новости понятными и интересными, они встраиваются в рассказы.


Лондоне\ Германии и Гонконге *.



которые предполагают понятность и логику. Для финансовых журналистов задача вплетения информации о рынке в одновременно интересный и правдоподобный рассказ подразумевает использование объяснений и прогнозов, которые очень часто подкреплены основами экономики. Следовательно, функциональное различие между журналистами, пишущими о рынке, и людьми, принимающими решения на бирже, подразумевает более аналитический и акаделшческий подход к рынку со стороны финансовых журналистов и более ориентированную на действие и результат вовлеченность в рынок со стороны трейдеров, которые в большей степени сфокусированы на немедленных восприятиях (что отражено в использовании графиков), чем на фундаментальных экономических объяснениях.

Чтобы глубже исследовать различия между базовыми подходами двух групп к прогнозированию в ходе Европейского опроса трейдеров и журналистов просили указать, насколько важными, в их восприятии, являются чувства и <фациональность : сначала в их собственных решениях, а затем - на уровне коллективного валютного рынка. Ответы вьгявили одно примечательное сходство, а также одно косвенное различие (Рисунок 4.2).

□ Трейдеры



Собственные решения

Рисунок 4.2 Восприятие рациональности и чувств: рынок и собственные решения.

На уровне коллективного рынка как трейдеры, так и финансовые журналисты, оценили чувства как несколько более влиятельные, чей рационагьность. Это примечательное открытие показывает, что обе группы участников рьшка придают большую важность субъективным чувствам по сравнению с объективной рациональностью в колебаниях коллективного рьгнка. Следовательно, несмотря на свои разные роли на рынке, трейдеры и финансовые журналисты одинаково считают рынок в большей степени эмоциональным, нежели рациональным. По контрасту, трейдеры и финансовые журналисты придерживаются противоположных взглядов относительно роли чувств и ращюнальности на индивидуальном уровне своих собственных решений на рынке. В своих собственных торговых решениях трейдеры валютного рынка считают чувства более влиятельными, нежели рациональность, в то время как финансовые журналисты, согласно их собственным отчетам, считают рациональность более важной, чем чувства. Эти различия в том, как воспринимаготся свои собственные решения на рьгаке, могут отлично объяснить, почему финансовые журналисты в большей степени пользуются фундаментальным анализом, нежели трейдеры. Журналистам необходимо целенаправленно находить рациональность и экономические причины, когда они рассказывают о валютном рынке. Следовательно, в то время как фгшансовые журналисты сходным образом считают чувства более влиятельными на уровне рынка, они проводят различие между этой более эмоциональной природой рынка и более рациональным характером их индивидуальных решений. По контрасту, трейдеры валютного рынка оценивают чувства как более важные, чем рациональность, как на уровне коллективного рьшка, так и для своих собственных торговых решений.

Согласно недавним исследованиям по использованию технического/графического и фундаментального анализа, с течением времени относительная важность этих двух различных подходов к прогнозированию претерпела изменения. Например, экономистьг Джеффри Фрэнкел (Jeoffrey Frankel) и Кеннет Фрут (Kenneth Froot) показывают, что среди служб прогнозирования валютного рынка, исследованных журналом Еиютопеу в период с 1978 по 1988 год, произошел заметный сдвиг.** В то время как в 1983-1985 годах



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53