Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Конверсионные операции 

1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

живание производства за рубежом и т.д. Все они тоже нуждаются в соответствующей валюте и не особенно обращают внимание на текущий курс.

Кстати говоря, именно такие непутевые участники рынка, как экспортеры и импортеры всех стран, а также крупные и мелкие инвесторы, сами того не желая, как раз и путают карты тем игрокам, которые тщательно учитывают выгодность котировок. Ждут роста котировок, а они вдруг начинают падать. Или наоборот: ситуация представляется таковой, что расчетливый игрок никак не будет покупать, ибо ясно: рынок рушится. Однако против всяких ожиданий тот растет как на дрожжах. Естественно, что потом аналитики всегда смогут четко объяснить, почему их прогноз не оправдался. Но кому от этого легче?

К другим невольным жертвам обстоятельств, вынуждающих покупать, когда нужно продавать, и наоборот, относят также центральные банки суверенных государств. Каждая страна, валюта которой продается на открытом рынке, заинтересована в том, чтобы колебания котировок не выходили за рамки некоторого установленного коридора. Как только приключается подобное зашкаливание , банк обязан вмешаться для поддержки своей слабеющей денежной единицы: он ее вынужден покупать, а при непозволительном ее укреплении - продавать. Такие спецакции называются интервенциями (intervention). Если несколько упростить их политико-экономический смысл, то он состоит в том, чтобы соблюсти баланс интересов экспортеров и импортеров. Дело в том, что повышение курса национальной валюты хуже для экспортеров, поскольку иностранцы тогда вынуждены будут платить больше своих дешевеющих денег, приобретая зарубежные товары и услуги у себя дома. В результате уменьшится уровень спроса, и экспортеры останутся с нереализованной продукцией. Однако чем сильнее твердеющая валюта бьет по экспортерам, тем более выгодна она для импортеров, которые в таком случае могут прикупить за свои дорогие деньги больше иностранной продукции, нужной им для ввоза на местный рынок.



Как совершенно самостоятельный класс неигроков в общеэкономическом контексте хеджеры доступно описаны, например, см. [16], с. 132. На русском языке стратегии хеджирования см. [26].

Поэтому национальные банки находятся в постоянном поиске золотой середины, делающей курс валюты удобным и вашим, и нашим . Решая эту экономическую проблему, имеющую еще и политическую окраску, центробанки за ценой не постоят и будут биться до последнего вопреки всяким спекулятивным соображениям.

Еще одна категория участников, которые не смотрят на цену и прибыль, которую они могли бы получить от операций на валютном рынке, - это хеджеры (hedgers). Они весьма озабочены риском изменения валютного курса в неблагоприятную для них сторону и страхуются от этой неприятнос-тиЧ По существу, если брать экономику в целом, хеджеры, в число которых входят производители и потребители различных товарно-сырьевых групп, занимаются прежде всего вопросами их приобретения или продажи. Скажем, производители продуктов питания или компании, добывающие природные ресурсы, либо ювелиры и т.д. заранее должны позаботиться о заказах на закупку сырья и оборудования для своего производства. Если речь идет об экспортно-импортных поставках, то, заключив контракты сегодня по ценам в какой-то валюте, можно завтра, когда надо платить за товар, обнаружить, что при покупке его в данный момент, а не раньше, из-за изменения курса валют стоимость поставки оказалась бы меньше. У продавцов товаров возникают такие же проблемы, поскольку сумма в иностранной валюте, которая предполагается ими к получению в будущем, может при переводе в другую интересующую их валюту оказаться меньше, если неблагоприятно изменится курс. Поэтому приходится проводить некоторые страховочные операции, которые и называют хеджированием (hedging). На валютном рынке они занимают 5-10% всего оборота.

Не вдаваясь здесь в технические детали методов хеджирования, упомянем только, что это одновременное оформ-



ление особых контрактов как на покупку, так и на продажу одного и того же предмета. Если после этого цена упала, то возникает проигрыш на покупке, но при этом - ровно такой же выигрыш на продаже, и наоборот. При идеальном хеджировании (perfect hedge), которое, как правило, имеет место при страховании путем форвардных сделок (об этом будет упомянуто в следующем разделе), нет ни прибыли, ни убытка. А при неидеальном возможны варианты. В качестве товара могут выступать финансовые ресурсы, финансовые инструменты и продукты. В этом случае продавцы и покупатели тоже страхуются (хеджируются) от различных финансовых рисков, в том числе связанных с неблагоприятными изменениями валютных курсов на момент поставки.

Еще одна важная категория участников - делатели рынка (market makers). Они необходимы рынку как воздух. Потому что благодаря им круглосуточно котируются валюты при отсутствии реальных покупателей. К делателям рынка относят крупные банки (об этом упоминалось в начале перечня) во всех финансовых центрах мира. Они взаимодействуют с другими банками или финансовыми институтами, с тем чтобы не прекращался процесс покупки/продажи валют по складывающимся ценам. Тем самым валютный рынок поддерживается в действующем состоянии даже тогда, когда наблюдается пониженная активность других участников. Банки, делающие рынок, получают некоторую прибыль не за счет движения цен, а по спрэду (т.е. на разнице между ценой покупки и продажи). И в этом они весьма похожи на обменные пункты.

Итак, на этом рынке происходит следующее. Одни участники покупают/продают, потому что им самим очень это нужно. Другие - поскольку того требуют национальные экономические интересы страны. Третьи - из-за стремления избежать ущерба при реализации своих бизнес-планов и проектов. А четвертые - чтобы поддержать рынок, не дать ему застояться.

А имеются ли здесь такие, кто торгует валютой исходя исключительно из соображений личной выгоды? Ответить



1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100