![]() |
![]() |
|
Факторинг Минералы. Российский минерально-сырьевой комплекс особенности, от цен на нефть и газ. Наиболее ярким примером этого явился крупный экономический обвал и финансовый дефолт в России в 1998 г. Наряду с этим, сложившаяся экономическая политика (в частности, валютная, кредитно-денежная и экспортная) создает компаниям-экспортерам сырья и сырьевой продукции условия для сокрытия ими от обложения налогами значительной части рентной прибыли и вывоза, накопления капитала за рубежом. Все это существенно сокращает доходы бюджета и инвестиции в экономику. Преобладающие объемы экспорта по большинству видов сырья и первичной сырьевой продукции над объемами их собственного потребления из-за спада производства в машиностроении, ВПК, транспортном, строительном и других секторах реальной экономики свидетельствуют о том, что созданные в России до 90-х годов мощная минерально-сырьевая база, добывающие и перерабатывающие сырье комплексы работали в 90-х годах, в основном, на экспорт и, косвенно, на развитие экономик других стран. Определенный подъем российской экономики проявился со второй половины 1999 г. Рост ВВП в 1999 г. составил 5.4%, в 2000 г. - 8.3%. и в 2001 г. 5.5%, что стало следствием, как считают многие экономисты и авторы книги, резкой девальвации рубля в 1998 г. и довольно высоким ростом цен со второй половины 1999 г. на энергоресурсы на внешнем рынке. Эти факторы стимулировали российскими компаниями увеличение добычи нефти в 2000 г. до 323 млн.т и в 2001 г. до 348 млн.т, а в 2003 - даже до 379 млн.т. Для российских экспортеров основным стимулом наращивания добычи был возросший разрыв внутренних и мировых цен на сырье, что делает экспорт более доходным относительно поставок на внутренний рынок. Однако эти факторы как было показано ранее, не обеспечивают устойчивого роста экономики и носят временный характер. Они создают высокую степень уязвимости отечественной экономики от конъюнктуры мирового рьшка. В системе факторов стабильного экономического роста, как показывает исторический опыт экономики развитых стран, важную роль должны играть развитие перерабатывающих промышленно-технологических отраслей и, как следствие, увеличение внутреннего потребления минерально-сырьевых ресурсов и подъем жизненного уровня населения. Причинность экономического роста в России, начиная с 1999 г. некоторые экономисты связьшают с прекращением кризисной рецессии и наступившим благоприятным воздействием на экономику рьшочных рычагов. Однако, совершенно очевидно, что никаких особо заметных сдвигов в модернизации структуры экономики в сторону развития перерабатьшающего промышленно-технологического ее сектора не произошло. Стихийно сформировавшийся в кризисной обстановке 90-х годов экспортно-сырьевой курс России в 1999-2002 г.г. лишь проявился в более масштабном виде, благодаря благоприятной конъюнктуре внешнего рьшка на нефть и газ в эти годы. По данным Госкомстата реальные денежные доходы населения в самом успешном 2000 г. составили лишь 78% относительно 1997 г., а уровень жизни оказался ниже на 25-30%. по сравнению с периодом перед дефолтом августа 1998 г. и в три раза ниже уровня 1990 г. Сущность сложившейся в 90-х годах экономики отражена в послании Президента В.В.Путина Федеральному собранию в 2001 г. В Послании экономика определена как преимущественно рентная , а не производительная , основные деньги делаются на нефти, на газе, на металле и другом сырье. Доходы от экспорта сырья либо проедаются , либо питают отток капитала, либо в лучшем случае инвестируются в этот же сырьевой сектор . В Концепции национальной безопасности Российской Федерации , утвержденной Президентом, среди других наиболее значительных угроз для государства особо выделена развивающаяся тенденция преобладания в экспорте топливно-сырьевой составляющей, а в импорте - продукции широкого потребления, включая товары первой необходимости. В геополитическом отношении для России и ее государственной целостности, главная опасность заключается в прогрессирующем экономическом отставании не только от развитых стран, но и от целого ряда из группы развивающихся государств. Россия вступает в глобализацию мировой экономики в основном как экономически слабеющий сырьевой придаток других стран, прежде всего золотого миллиарда . Экспортно-сырьевой экономический курс обусловливает не только зависимость России от конъюнктуры внешнего рынка и не может быть перспективным для устойчивого развития экономики и укрепления государства без одновременного наращивания внутреннего потребления минерального сырья и развития отечественного высокотехнологичного обрабатывающего и наукоемкого производства, а также аграрного сектора. Тем не менее, тенденции к односторонней экспортно-сырьевой ориентации экономики России продолжают усиливаться. Об этом свидетельствуют построенные новые или намечаемые к строительству нефте- и газотрубопроводы за рубеж (Ямал - Западная Европа, Еолубой поток по дну Черного моря из Западной Сибири в Турцию, Ангарск -Дауин, Ангарск - Находка, Кавыктинское месторождение газа в Иркутской области - Китай и др-)- Строительство новых капиталоемких трубопроводов вполне может оказаться экономически неэффективным из-за неустойчивости мировых цен на нефть и ожидаемом их спаде в особенности в связи с последними событиями в Ираке, располагающем крупнейшими (второе место после Саудовской Аравии) и высокопродуктивными запасами нефти. Наряду с этим следует также особо учитывать, что дальнейшее расширение экспорта сырья не соответствует, как было показано выше, ухудшемуся в последнем десятилетии состоянию минерально-сырьевой базы нефти страны, сокращению геологоразведочных работ и отсутствию заблаговременной подготовки в достаточных объемах новых разведанных запасов и созданию новых добывающих мощностей. Непринятие крупных мер в этой области вызывает угрозу значительного спада добычи нефти как впрочем и других многих стратегических сырьевых ресурсов в период 2010-2015 годов со всеми вытекающими крайне негативными последствиями для экономики и государственной безопасности России. Для восстановления экономических позиций России в мире, как современного развитого государства, остро назрела необходимость радикальной структурной перестройки экономики, обеспечивающей не только устойчивое функционирование МСК в длительной перспективе, но и опережающее развитие производственно-технологических отраслей, включая ВПК, в которых простаивает около половины производственных мощностей. Требуется резкое усиление целенаправленной на них инвестиционной активности. Без этого Россия обречена на безнадежное отставание и нахождение на периферии мировой экономики. Сложившийся экспертно-сырьевой экономический курс, базирующийся в основном на проедании разведанных минеральных ресурсов и прогрессивно стареющем производственном фонде, созданных до начала реформ, без существенного их восполнения не может продолжаться длительное время в перспективе. Фундаментальным фактором экономического прогресса страны является ее крупный минерально-сырьевой потенциал. Проблема заключается в том, как распорядиться этим потенциалом с максимальной эффективностью. В этой важнейшей проблеме, как показывает опыт последнего десятилетия, нет глубоко проработанной и всесторонне обоснованной государственной стратегии. Остро назревшая необходимость структурной модернизации российской экономики и устранения негативных следствий олигархического экспортно-сырьевого курса требует разработки и осуществления Правительством радикальных мер по усилению ее государственного регулирования. Примеры положительного прорывного эффекта от активного вмешательства государства в рьшочную экономику в периоды глубоких рецессии хорошо известны из недалекого исторического прошлого ряда современных индустриально развитых стран. До начала реформ рентные доходы направлялись на развитие нефтяной и газовой отраслей; на расширение минерально-сырьевой базы как в освоенных районах, так и в особенности в новых районах (Восточная Сибирь, Дальний Восток, Арктический шельф и шельф Охотского и других морей); на развитие черной и цветной металлургии (алюминий, медь, никель, редкие и благородные металлы, алмазы); создание крупной нефтехимической, целлюлозно-бумажной промышленности; на развитие ВПК, машиностроения и других технологических производств; строительство БАМ; на развитие социальной сферы и др. Приватизация преобладающей части государственной собственности и природных ресурсов (фактическая приватизация и природной ренты) коренным образом изменила экономическую систему страны. Теперь, несмотря на крупномасштабный экспорт сырьевых ресурсов, совершенно недостаточно инвестируется даже наиболее экспортобразующая нефтяная отрасль, износ основных фондов в которой по данным Минэнерго превышает 50%, объем глубокого эксплуатационного бурения за 1991-2000 г.г. сократился в 3-3.5 раза, а выбытие добывающих мощностей превысило ввод новых на 282 млн.т (ИНФОТЭК №7, 2001). Разведка новых запасов нефти не восполняет объемов ее добычи. В угольной промышленности за последние 7 лет выбытие добьшающих мощностей превысило их ввод более чем в 5 раз, инвестиции в сопоставимых ценах за счет всех источников сократились в 6 раз, за счет средств господдержки в 26 раз, износ горношахтного оборудования достиг 75%. Другие отрасли минерально-сырьевого комплекса характеризуются крайне низкими собственными инвестиционными возможностями. Перспективы устойчивого минерально-сырьевого обеспечения страны, как показывает анализ, приведенный в предыдущих разделах книги, связаны с восполнением крупных выбывающих в ближайшие годы мощностей за счет создания новых и реконструкции действующих предприятий, технического перевооружения и внедрения более эффективньгч технологий добычи сырья, а также коренного усиления геологоразведочных работ как в освоенных, так и в новых перспективных на полезные ископаемые регионах. Еще более ограниченные инвестиции в перерабатывающий сектор экономики делает отечественных производителей промышленной и бытовой продукции неконкурентноспособными с зарубежными, что обусловливает рост импорта (за 2001 г. объем импорта увеличился на 17%), представляющий серьезную угрозу функционированию российских предприятий. Таким образом, как показывает более чем десятилетний опыт, ультралиберальная рьшочная экономика (рьшочный фундаментализм) не обеспечивает в достаточной мере инвестициями даже наиболее доходный экспортобразующий нефтегазовый комплекс. Действующая экономическая система в минерально-сырьевом комплексе не стимулирует горные и нефтяные компании инвестировать капитал в поиски и разведку, а также в создание добывающих центров в новых районах и во внедрение современных технологий. Компании целеустремлены на получение сиюминутной максимальной прибыли за счет выборочной отработки наиболее эффективных уже имеющихся запасов сырья и поставок его на экспорт. Крупнейший недостаток в высшей степени либерального недропользования заключается в том, что он создает возможность вьшоза значительной части рентного дохода за рубеж. Главным источником инвестиций в социально-экономическое развитие должны быть все финансовые ресурсы, порождаемые российской экономикой. Однако, как известно.
|