Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Минералы. Российский минерально-сырьевой комплекс 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 [ 54 ] 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Исходя из указанных мировых тенденций и основополагающей роли минерально-сырьевой базы для экономики России, как в ближней, так и в долгосрочной перспективе представляет большой интерес взгляд в будущее хотя бы на полстолетие на потенциальные и реальные возможности российских недр. Принципиальная оценка таких возможностей необходима для разработки и осуществления аналитически обоснованной оптимальной государственной минерально-сырьевой стратегии во всех составляющих ее элементах: организационно-структурном совершенствовании минерально-сырьевого комплекса; геологическом изучении недр и заблаговременной подготовки разведанных запасов; промышленном использовании недр и развитии добывающих мощностей; внешнеэкономической деятельности. Минерально-сырьевая стратегия России должна быть важнейшей неотъемлемой и определяющей частью всей внутренней и внешней государственной политики. Все, что делается сегодня в минерально-сырьевом секторе экономики должно не противоречить, а соответствовать интересам долгосрочной перспективы страны.

Исходной основой излагаемой ниже оценки возможностей обеспечения минеральными ресурсами экономики России в долгосрочной перспективе явились: детальный анализ современного состояния и проблем минерально-сырьевой базы России, рассмотренный в предыдущих главах книги; аналитически взвешенные официальные цифры прогнозных ресурсов, принятые Правительством программы в данной области, а таюке многие опубликованные оценки перспектив на минеральное сырье различных районов страны и оценки авторов.

Данная проблема, в целях повышения достоверности прогнозных оценок и обоснованности предлагаемых мер по обеспечению минеральными ресурсами экономики страны рассмотрена в разрезе конкретных перспективных районов и важнейших месторождений.

4Л. МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Нефть и природный газ

Разработка основных положений энергетической стратегии России на перспективу Министерством энергетики ведется, начиная с 1992 г. В 1995 г., а затем в 2000 г. были разработаны и одобрены Правительством разные варианты стратегии соответственно до 2010

ГЛАВА 4. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ МИНЕРАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В БЛИЖНЕЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ



- в 2003 г. правительством принята энергетическая стратегия 174

Г. И 2020 г. Однако в последствии подготавливался и издавался (ИНФОТЭК, №7, 2002 г.) новый развернутый вариант стратегии, который тем не менее снова перерабатывается для рассмотрения в Правительстве РФ в 2003 г. В конечном итоге государственная энергетическая стратегия на перспективу в России пока отсутствует. Такое положение сложилось в основном в результате приватизации добывающих предприятий и утраты целостности отраслей ТЭК, а так же управляемости и контроля за их деятельностью со стороны государства.

В Проекте энергетической стратегии 2002 г. уровень добычи к 2020 г. предусматривается довести нефти в пределах 450-515 млн.т и газа - 700 млрд.м (инфо ТЭК, №7, 2002 г.).

Фактическое же положение дел, сложившееся в нефтяной промышленности страны в последние годы, как было показано в главах 2 и 3. не соответствует указанным задачам значительного и устойчивого наращивания добычи нефти в перспективе. При сохранении в дальнейшем тенденции сокращения запасов нефти, ухудшения их качественных показателей и расхититель но го недропользования, как это было на протяжении последнего десятилетия, неизбежен спад добычи нефти в период 2010-2015 годов. В связи с этим назрела острая необходимость принятия государственных мер по установлению строгого порядка по рациональному использованию недр, промышленному освоению месторождений в новых регионах и особенно радикальному усилению геологоразведочных работ как в старых, так и в новых перспективных регионах.

Представление о крупных богатствах недр России во многом основывается на прогнозных ресурсах. По нефти и газу первоначальные прогнозные ресурсы превышают современные разведанные запасы в 5-6 раз. Степень их выработанности и разведанности (накопленная добыча + доказанные запасы) в целом по стране превысила по нефти 33% и по газу - 25%, что свидетельствует об ожидаемом снижении эффективности будущих геологоразведочных работ в выявлении новых месторождений по сравнению с предшествующим периодом. Уже этот фактор (значительная степень разведанности начальных прогнозных ресурсов) требует более крупных объемов поисковых и разведочных работ на единицу прироста запасов относительно прошлого периода. Вместе с тем следует иметь в виду, во-первых, вероятностный характер крупных прогнозов и, во-вторых, то, что в прогнозных оценках не учитывается экономический фактор (географическая удаленность, труднодоступность, глубинность, сложные условия арктического шельфа и др.) в результате влияния которых значительная часть ресурсов окажется неэффективной для освоения. Поэтому работы по непрерывному изучению и подтверждению достоверности оценок прогнозных ресурсов углеводородов должны быть важнейшей стратегической задачей государства, геологической службы и науки. Однако в 90-х годах такие работы совершенно неоправданно практически почти полностью были приостановлены. Проведение этих исследований должно осуществляться по единой долгосрочной программе, имеющей государственный статус, а также определенные организационную структуру и механизм финансирования.

Значительные современные доказанные запасы и крупные оставшиеся в недрах страны ресурсы углеводородов, даже с учетом степени подтверждаем ости прогнозных ресурсов равной 50% (из-за указанных выше факторов возможного снижения достоверности их прогнозной оценки), при условии активизации заблаговременных поисковых и разведочных работ обеспечат возрастающую потребность России в них до 2050 г. и за его пределами.



Масштабность прогнозных ресурсов в соотношении со степенью их выработанности и разведанности в региональном разрезе представляют собой научную базовую основу для разработки государственной многолетней стратегической программы проведения дальнейшего изучения достоверности прогнозов и проведения геологоразведочных работ с целью выявления новых месторождений и обеспечения приростов запасов нефти и газа.

Начальные прогнозные ресурсы нефти и газа составляют соответственно: в Европейской части страны 20% и 1.1% (в том числе в одной из основных нефтегазовых провинций - Урало-Поволжской - 14% и 5.8%)) от суммарных в стране, в Западной Сибири -более 52%) и 41%о, Восточной Сибири и Дальнем Востоке - более 15%) и 18.7% и на шельфе морей - около 12.0% и 32.0%.

Степень реализации (накопленная добыча + разведанные запасы) начальных прогнозных ресурсов в региональном разрезе резко различна. В районах Европейской части страны она в среднем превышает по нефти 60% и по газу 40%, в том числе в Урало-Поволжской провинции соответственно - более 68%) и 37%), в Западной Сибири - около 38% и 47%, в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока - около 8%) и 5.Г/о и на шельфе морей - около 5%.

Исходя из предусмотренного Проектом энергетической программы уровня добычи нефти на 2020 г., а также для обеспечения устойчивой добычи в последующем периоде, необходимый прирост запасов на предстоящее 20-летие по предварительной оценке должен составить по нефти не менее 11-12 млрд.т и по газу 12-14 трлн.м *.

Обеспечение указанных приростов запасов и развития поисково-оценочных работ потребует доведения объема глубокого разведочного бурения в течение предстоящих 2-3 лет до уровня не менее 3 млн.м с последующим наращиванием до 5-6 млн.м в период до 2010 года с соответствующим увеличением объема геофизических методов на суше и континентальном шельфе. В последующей перспективе направления и объемы работ должны определяться с учетом полученных результатов в период до 2010 г.

Наряду с расширением фронта поисковых и разведочных работ в нефтедобывающих регионах Европейской части страны (Урало-Поволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском) и в перспективных районах Дальнего Востока и континентального шельфа, главными объектами их проведения должны быть Западная и Восточная Сибирь.

Учитывая определяющее значение Западной Сибири для нефтегазовой промышленности в перспективе ряда предстоящих десятилетий, располагающей наиболее крупными современными разведанными запасами нефти (около 70%) от суммарных в стране) и газа (более 11%), а также наиболее крупными нереализованными прогнозными ресурсами, необходимо уделить первостепенное внимание развитию геологоразведочных работ в пределах этого региона. Следует также учитывать, что вероятность открытия в России новой уникальной нефтегазоносной провинции подобной Тюменской практически отсутствует. Степень выработанности в Западной Сибири начальных разведанных запасов составляет: нефти - около 43%) и газа - около 25%. Остаточные неразведанные ресурсы в недрах Западной Сибири нефти наиболее значительны - около 60%) и газа - 50% (свыше 50 трлн.м) от начальных ресурсов этого региона. По нефти они равны половине (в том числе наиболее достоверные - категории Сз - 80%), а по газу - около 45%) (Сз - более 50%) от суммарных остаточных ресурсов в целом по стране. Максимальный объем добычи в Западной Сибири был достигнут по нефти более 400 млн.т в 1998 г. и газа - 581 млрд.м * в 1992 г. К 2002 г. он уменьшился по нефти в 1.6 раза, а по газу на 12-13%). Современный нефтегазовый потенциал, при условии увеличения годового объема глубокого разведочного бурения, а также опережающей подготовки новых запасов в пределах 400-450 млн.т и газа - 400-500 млрд.м в



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 [ 54 ] 55 56 57 58 59 60 61 62 63