Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Минералы. Российский минерально-сырьевой комплекс 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 [ 62 ] 63

МНОГИХ важнейших добывающих районов и действующих предприятий резко ухудшилось в связи с продолжающимся истощением запасов, снижением их качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки в результате длительной и интенсивной, зачастую хищнической эксплуатации ранее освоенных месторождений. Разведанные до 90-х годов запасы по многим видам минерального сырья уменьшились. Особую тревогу вызывает сокращение разведанных запасов нефти в стране в целом более чем на 15%, а по ведущему нефтедобывающему региону - Западной Сибири - на 20%. Непринятие мер по значительному усилению геологоразведочных работ, открытию и освоению новых крупных месторождений, в том числе в новых районах, чревато значительным спадом добычи нефти в период 2010-2015 годов. Обеспеченность целого ряда добывающих районов и предприятий разведанными запасами достигла критического состояния. На многих из них, обеспечивающих сырьем черную и цветную металлургию, в срок до 2010 г. и особенно в период 2010-2015 г.г. произойдет значительное или полное исчерпание запасов и выбытие добывающих мощностей.

Положение с добычей нефти из-за ухудшения качественных и экономических .характеристик сырьевой базы из года в год становится все более напряженным. Более 80% разведанных запасов находится в разработке. Преобладающее количество крупных месторождений, обеспечивающих до двух третей общей добычи нефти в стране достигли выработанности запасов до 65-90%о и находятся в завершающей стадии эксплуатации. Выработанность начальных разведанных запасов нефти в целом по стране превысила - 50%, а в Западной Сибири, обеспечивающей почти 70%о всей добычи в стране - 43%. Разрабатываемые месторождения, содержащие около 65% всех запасов, и в целом основные нефтедобывающие провинции (Западная Сибирь. Урало-Поволжье) характеризуются стадией падающей и все более дорогой добычи. Доля трудноизвлекаемых запасов достигла 55-60% и продолжает нарастать. Все это без принятия крупных мер по значительному наращиванию объемов геологоразведочных работ, открытию и освоению новых месторождений предопределяет в период 2010-2015 г.г. падение объема добычи нефти в стране даже при условии сохранения на мировом рынке высоких цен.

Современное состояние сырьевой базы важнейшей для экономики страны нефтяной промышленности с ее высокой степенью выработанности в основных нефтедобывающих провинциях и важнейших эксплуатируемых месторождениях, а также имеющиеся значительные перспективы ее развития, требует проведения существенно более крупных объемов геологоразведочных работ по единым проектам для каждой нефтегазоносной провинции, разработанным на современном научно-техническом уровне. Такая цельная стратегия поисков и разведки для каждой провинции в сложившихся за последние годы условиях проведения этих работ в небольших объемах многими нефтедобывающими компаниями, а также небольшими и мелкими организациями на разрозненных участках, в основном в районах эксплуатируемых месторождений, практически не осуществима. Это подтверждается практикой последнего десятилетия, когда открывающиеся многочисленные мелкие месторождения в освоенных нефтегазоносных районах не оказывали существенного влияния на развитие МСБ нефти и фактически привели к ее значительному сокращению. В связи с этим требуется коренная перестройка организационной структуры и механизма инвестирования геологоразведочных работ.

Сложившаяся организационная структура нефтяной отрасли не способствует проведению единой политики ее развития и более полному обеспечению интересов государства. При обширных перспективных на нефть территориях и акваториях, какими располагает Россия, требуется осуществление единой, наиболее оптимальной стр!атегии в выборе первоочередных направлений геологоразведочных работ и развитии минерально-



сырьевой базы в старых и новых регионах. В этих целях, а также для создания новых добывающих центров требуется концентрация (возможно даже государственная централизация) финансовых средств. Всего этого сделать не возможно при существующей раздробленности отрасли и полной автономии компаний и предприятий.

Благоприятная конъюнктура нефти на мировом рынке со второй половины 1999 г., стимулирует компании к наращиванию ее добычи и строительству новых частных нефтепроводов в целях расширения экспорта в европейские страны, США и страны АТР. Однако, все это не находится в соответствии с современным состоянием МСБ нефти и геологоразведочных работ по ее развитию. Надо также иметь ввиду неустойчивость конъюнктуры мирового рынка нефти (особенно в связи с последними событиями в Ираке, располагающем крупными (16 млрд.т) ее доказанными высоко эффективными запасами).

Снижение добычи газа в последнем десятилетии связано исключительно с тем, что в 90-х годах не введены в разработку новые разведанные до 1991 г. месторождения. Добыча газа базировалась на супергигантских месторождениях, введенных в разработку до начала 90-х годов. Лишь в 2001 г. освоено уникальное по запасам Заполярное месторождение на севере Тюмени, которое не обеспечит полной компенсации продолжающегося спада добычи газа.

Устойчивое минерально-ресурсное обеспечение экономики страны в долгосрочной перспективе связано с необходимостью восполнения крупных выбывающих добывающих мощностей на базе резервных разведанных месторождений, реконструкции ряда действующих сырьевых предприятий, технического перевооружения, внедрения современных эффективных технологий и коренного улучшения состояния геологоразведочных работ, а также по ряду дефицитных минеральных ресурсов расширения взаимосвязей с другими странами СНГ.

Промедление с принятием заблаговременных мер, направленных на укрепление и развитие сырьевого комплекса, в первую очередь на восполнение в указанной перспективе производственных мощностей и увеличение объемов геологоразведочных работ, учитывая его высокую инерционность, может стать главным фактором необратимого глубокого спада экономики в период 2010-2015 годов.

Россия располагает крупным неразведанным (прогнозным) минерально-ресурсным потенциалом недр, масштабы которого на современном уровне его геологической изученности оцениваются по ряду стратегических ресурсов (нефть, газ, уголь, уран, железные руды, титан, редкие металлы и др.) кратно превышающими разведанные запасы. Анализ состояния разведанных запасов в комплексе с прогнозными ресурсами (глава 4), при условии проведения заблаговременной геологической разведки и промышленного освоения новых месторождений, показывает надежную возможность обеспечения возрастающей потребности страны с учетом экспорта всеми важнейшими (кроме алюминиевых и марганцевых руд) стратегическими видами минерального сырья в долгосрочной перспективе - до 2050 г. и за его пределами.

Однако сложившаяся в результате реформирования система недропользования работает на дальнейшее исчерпание разведанных до начала 90-х годов запасов минерального сырья, и, как показывает опыт последнего десятилетия, не нацелена на устойчивое обеспечение ими страны в перспективе.

Государство практически самоустранилось от активного управления своей собственностью - ресурсами в недрах, сведя по существу главную роль к их распределению недропользователям и сбору налогов. К настоящему времени недропользователям передана преобладающая часть действующих добывающих предприятий и разведанных запасов практически всех стратегических видов минерального сырья. Так, из госфонда передано



ОКОЛО 96% разведанных запасов нефти и 83% газа, из них соответственно 64%о и 63% без конкурсов и бесплатно. Главная цель сырьевых компаний - получение максимально возможной прибыли, что инициирует выборочную отработку наиболее эффективных запасов и обеспечение максимального экспорта добытого сырья.

Переданные сырьевым компаниям геологоразведочные работы проводятся в крайне недостаточных объемах и только в пределах районов эксплуатируемых месторождений в целях решения частных задач по поддержанию добычи. Федеральные программы по развитию минерально-сырьевой базы не выполняются из-за отсутствия заинтересованности добывающих компаний, получивших крупные подготовленные в советский период запасы, проводить разведочные работы в достаточных объемах, а также из-за отсутствия эффективного организационно-финансового механизма. На сегодня в России нет целенаправленной государственной стратегии и аналитически обоснованного стабильного .механизма инвестирования, направленных на развитие сырьевой базы и, прежде всего, на изучение и разведку прогнозных ресурсов, как в старых освоенных, так и, в особенности, в новых перспективных районах. В 90-х годах такие работы на перспективу практически прекращены.

Необходимость активного участия государства в коренном усилении координации и организационного обеспечения развития минерально-сырьевой базы и эффективного ее промышленного использования предопределяется многими сложностями и особенностями переходного периода к рынку, незавершенностью законодательной системы, а также назревающей возможностью резкого спада объемов добычи стратегических МСР и рядом других факторов.

Учитывая в отличие от других государств огромную территорию России и слабую геологическую изученность многих регионов Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока, шельфовых акваторий, а также крупные прогнозные ресурсы ряда стратегических видов сырья (особенно нефти, газа, золота, урана и др.), назрел вопрос о воссоздании крупной геологической службы страны. В России сейчас нет единого центрального органа, разрабатывающего и осуществляющего долгосрочную минерально-ресурсную стратегию, а также отвечающего за развитие сырьевой базы и за рациональное ее промышленное использование. Полный цикл геологических исследований от оценки прогнозных ресурсов и поисков до разведки в новых неосвоенных или слабо освоенных районах целесообразно проводить силами специализированных региональных, в том числе и государственных геологических организаций.

Одна из главных задач государственного управления недрами - определить организационную структуру геологической службы и механизм инвестиционного обеспечения воспроизводства сырьевой базы в целях непрерывного научного и геолого-производственного изучения прогнозных ресурсов и выявление новых месторождений. Многие другие проблемы, сложившиеся и назревающие в ближайшей перспективе в минерально-сырьевом секторе экономики не могут быть решены в современных экономических условиях без целенаправленного и конструктивного государственного управления и обстоятельно разработанной стратегии в этой области.

Повышение эффективности внешней торговли минеральным сырьем требует принятия государственной долговременной концепции, учитывающей взвешенное соотношение запасов стратегических минеральных ресурсов, внутреннюю современную и перспективную потребность в них и конъюнктуру внешнего рынка. Должен быть принят государственный механизм координации внешней торговлей и контроля за ее функционированием, обеспечивающими максимально полный доход государству и полное устранение утечки получаемой валюты от продажи сырья за рубеж.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 [ 62 ] 63