Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Натуральное хозяйство 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

17.2. Юрцдический статус Центрального банка, его цели и структура

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных коммерческих банков, чьи банкноты могли наиболее успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу. Б конце XIX - начале XX вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном центральном эмиссионном банке.

В зависимости от собственности на капитал различают центральные банки государственные, акционерные, смешанные.

Участие государства в капитале центрального банка. Фактическая независимость центрального банка страны является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Независимость его особенно важна в плане ограничения возможностей правительства воспользоваться денежной эмиссией для покрытия бюджетного дефицита.

Таблица 17.1

Страна

Доля участия государства в капитале центрального банка, %

Германия

Англия

Франция

Дания

Нидерланды

Польша

Венфия

Швейцария

Италия

100 - собственность банков и страховых компаний

Япония

100 - собственность банков - членов Федеральной резервной системы

Австрия

50 - собственность Федерации, 50 - у физических и юридических лиц-резидентов

В то же время независимость центрального банка от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки бе основных элементов - денежно-кредитной и финансовой политики.

Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. Однако ЦБ РФ не финансируется за счет бюджета, он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России. ЦБ перечисляет в федеральный бюджет 50% полученной балансовой прибыли по итогам года. Оставшуюся прибыль ЦБ направляет в резервы и фонды различного назначения.

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе, которая назначает и освобождает Председателя Банка и членов Совета директоров ЦБ. Она рассматривает годовой отчет ЦБ и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для проведения проверки годового отчета ЦБ.

В пределах, разрешенных ему Конституцией и законами, ЦБ России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Более того, нормативные акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов власти.

Западные экономисты представили следующую шкалу независимости центральных банков: минимальная независимость - Австрия, Италия; больше - Великобритания, Франция, Швеция, Канада, Бельгия; еще больше - Америка, Япония, Польша, Венгрия; максимально большая - Германия, Швейцария, Австрия.

Деятельность ЦБ РФ в современных условиях должна быть подчинена трем целям:

1) защите и обеспечению устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранной валюте;

2) развитию и укреплению банковской системы РФ;

3) обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Структура ЦБ. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему Банка входят Центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения На местах. Национальные банки республик являются территори-



альными учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер.

Территориальное учреждение ЦБ - это обособленное подразделение ЦБ, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций и входящее в единую централизованную систему ЦБ.

Территориальное учреждение участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечивает развитие и укрепление банковской системы, эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов, регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций, на рынке ценных бумаг, организацию валютного контроля, анализ состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Операции ЦБ РФ. Операции ЦБ РФ делятся на две группы: пассивные и активные. К пассивным относятся операции, с помощью которых образуются ресурсы ЦБ, к активным - операции по размещению ресурсов.

Основные источники ресурсов ЦБ - эмиссия банкнот и средства коммерческих банков на корреспондентских счетах, на счете обязательных резервов, депозиты коммерческих банков и средства бюджета.

Основная масса средств ЦБ вложена в ценные бумаги и в различные валютные ценности, размещенные у нерезидентов.

По состоянию на 1 августа 2000 г. баланс ЦБ РФ сложился следующим образом:

Актив

млн. руб.

Пассив

млн. руб.

Драгоценные металлы

51 281

Наличные деньги в обращении

357 690

Средства и ценные

553 297

Средства на счетах в

489 750

бумаги в иностранной

Банке России

валюте, размещенные

у нерезидентов

Кредиты и депозиты

203067

в том числе

из них

Правительства РФ

80634

кредитным организа-

15547

кредитных организа-

287069

циям-резидентам

ций-резидентов

для обслуживания го-

179101

Средства в расчетах

9106

сударственного внеш-

него долга

Ценные бумаги

2974 44

Прочие пассивы

169942

из них ценные бумаги

249167

из них кредиты МВФ

79232

правительства РФ

Прочие активы

73406

Капитал

151707

из них основные сред-

ства

36803

Итого

И78195

Итого

1178195

17.3. Функции Центрального банка РФ

Все центральные банки выполняют аналогичные функции, которые условно можно объединить в следующие группы:

1) по организации и регулированию денежного обращения;

2) по обслуживанию счетов правительства;

3) по банковскому обслуживанию коммерческих банков;

4) по надзору и контролю за деятельностью коммерческих банков;

5) по валютному регулированию и валютному контролю. Функции по организации и регулированию денежного обращения.

Центральные банки монопольно осуществляют эмиссию наличных денег и организуют их обращение, обеспечивают стабильность и устойчивость национальной денежной единицы, организуют систему безналичных расчетов. На ЦБ РФ возлагаются:

1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

3) установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

4) определение порядка ведения кассовых операций для всех предприятий и организаций;

5) разработка и проведение во взаимодействии с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

6) установление правил осуществления как наличных, так и безналичных расчетов в РФ.

3 Финансы. Денежное обращение. Кредит



Для воздействия на денежное обращение ЦБ РФ в настоящее время использует следующие инструменты:

процентные ставки по кредитам и депозитам ЦБ РФ. В ноябре 2000 г. ставка рефинансирования ЦБ составляла 25%. Ставки по депозитам зависят от срока размещения средств. Они колебались от 4% при размещении на 1 неделю до 7% при размещении на 1 месяц;

объемы кредитования коммерческих банков и объемы привлечения средств в депозиты ЦБ РФ;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ. Нормативы устанавливаются в процентном соотношении к среднедневным остаткам на расчетных, текущих, депозитных и других клиентских счетах юридических и физических лиц за прошедший месяц и вносятся за счет средств на корреспондентском счете коммерческого банка на специальный резервный счет в ЦБ РФ в начале каждого месяца. Максимальная ставка норматива обязательных резервов не может превышать 20%. Не допускается единовременного изменения норматива более чем на 5 пунктов.

В начале 2000 г. бьши установлены следующие нормативы: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и иностранной валюте - 10%, по привлеченным средствам физических лиц в рублях -7%, в валюте - 10%;

7) операции по купле-продаже ценных бумаг на открытом рынке;

8) установление конкретных ориентиров роста денежной массы;

9) операции по купле-продаже иностранной валюты за рубли на валютном рынке.

Функции по обслуживанию Правительства РФ. Реализуя на практике вторую группу функций, ЦБ РФ ведет счета по учету бюджетных средств и предоставляет банковские услуги по ведению счетов и осуществлению расчетов для ряда бюджетных организаций, в первую очередь Федерального казначейства. До недавнего времени на ЦБ РФ было возложено кассовое исполнение бюджета, которое в настоящее время передано Федеральному казначейству.

Согласно статье 22 Федерального закона О Центральном банке , ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете. ЦБ РФ также не вправе предоставлять

кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

ЦБ РФ является агентом Правительства РФ на рынке государственных ценных бумаг. В его обязанность входит регулирование рынка и своевременное погашение долговых обязательств государства за счет средств, выделяемых из бюджета, а также консультирование Министерства финансов по вопросам выпуска и размещения государственных ценных бумаг.

Функции по обслуживанию коммерческих банков. Для осуществления расчетно-кассового обслуживания ЦБ открывает счета коммерческим банкам. С этих счетов, называемых корреспондентскими, производится списание средств в пользу других банков и зачисление средств в пользу владельцев счетов или их клиентов. Для проведения расчетов банки хранят на корреспондентских счетах определенный рабочий остаток. В случае недостатка средств они прибегают к кредитам других банков или ЦБ РФ.

ЦБ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций. Он предоставляет им несколько видов кредитов. Регулярное кредитование осуществляется под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список. Однако по решению Совета директоров в обеспечение могут приниматься и государственные ценные бумаги, не входящие в список.

Для получения кредита ценные бумаги блокируются на специальном счете в депозитарии. Рыночная стоимость ценных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент, должна покрывать величину кредита и процентов по нему. Начисление процентов на сумму основного долга производится по формуле простых процентов за период фактического пользования кредитом, исходя из количества календарных дней в году.

Претендовать на получение кредита может только банк, в полном объеме выполняющий обязательные резервные требования и не имеющий просроченной задолженности по кредитам ЦБ. При наличии достаточного обеспечения и соблюдении требований ЦБ РФ банк может получить несколько видов кредитов.

Ломбардный кредит (предоставляется с 1996 г.). Срок кредитования - от трех до 30 дней. Кредиты могут выдаваться двух типов: а) по фиксированной ставке, названной ломбардной, - объем выдаваемых кредитов не ограничивается; б) на аукционной основе - устанавливается лимит на максимальный объем Кредита, выставляемого на каждый аукцион. Аукционы проводятся американским или голландским способом.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34