Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Натуральное хозяйство 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

более что последний сократился в несколько раз после августовских событий 1998 г. Только в первом квартале 2000 г., по сообщению ЦБ РФ, он достиг в долларовом выражении своего предкризисного уровня.

Собственный капитал коммерческого банка. В отличие от других хозяйствующих субъектов собственный капитал коммерческого банка занимает незначительный удельный вес в общем объеме его пассивов. Однако роль собственного капитала исключительно велика благодаря исполняемым им функциям.

1. Оперативная функция, которая означает, что собственный капитал позволяет банку покрывать расходы, связанные с его становлением (приобретение зданий, оборудования, покрытие убытков первых лет).

2. Защитная функция означает, что в случае потери части средств вкладчиков банк может возместить их за счет собственных средств.

3. Стабилизационная функция, которая означает, что даже в случае значительного оттока клиентуры банк может продолжать работать за счет собственных средств.

Порядок подсчета собственного капитала коммерческого банка определяется методикой ЦБ РФ. Однако основой собственного капитала банка является его уставный капитал и резервные фонды.

Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный фонд формируется полностью за счет вкладов участников: юридических и физических лиц. Он может создаваться только за счет собственных средств участников банка. Формирование уставного фонда за счет кредитов не допускается.

Величина собственного капитала, необходимая для нормаль-нЬй работы банка, зависит от многих факторов:

1) клиентуры банка. Размер собственных средств определяет предельный размер активных операций банка. Поэтому банки, ориентированные на определенный круг клиентов, должны иметь собственные средства в таком размере, чтобы быть в состоянии удовлетворить потребности своих постоянных клиентов в заемных средствах;

2) характера активных операций банка. Если банк ориентируется на операции, связанные с большим риском, он при прочих равных условиях должен иметь более значительный собственный капитал, чем банк, ведущий менее рискованные операции;

3) состояния рынка кредитных ресурсов. Если рынок хорошо развит, то размер собственных средств может быть ниже;

4) состояния экономики. Неустойчивая экономика при прочих равных условиях определяет необходимость более значительного капитала.

Размер собственных средств банка может быть увеличен двумя путями: накоплением прибыли или дополнительным выпуском акций для акционерного банка, увеличением числа пайщиков или величины пая для паевого банка.

Резервный фонд создается банками для покрытия убытков и потерь, возникающих в результате их деятельности. Минимальный размер резервного фонда определяется уставом банка, но не может составлять менее 15% величины уставного капитала. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд, предусматриваемый уставом кредитной организации, должен составлять не менее 5% от чистой прибыли до достижения им минимальной установленной уставом величины.

Серьезной проблемой банковской системы РФ является неравномерное распределение коммерческих банков по регионам. Показатели, характеризующие деятельность кредитных организаций (КО) на 1 апреля 2000 г., приведены в табл. 18.2.

Таблица 18.2

Регион

Количество кредитных организаций

Число филиалов кредитных организаций

Привлеченные депозиты и вклады, млрд руб.

Предоставленные кредиты, M,ipd руб.

Россия

1333

3844

453,2

479,2

Центральный

22,2

49,7

65,1

Северо-Запад

10,8

Уральский

11,3

12,4

Южный

15,3

Сибирский

. 12,5

Приволжский

21,3

12,5

Дальневосточный

Направления деятельности коммерческих организаций. Спектр услуг, предоставляемых российскими банками своим клиентам, Постоянно расширяется, хотя пока и не достиг уровня госу-



дарств с развитой рыночной экономикой. Отечественные банки предоставляют расчетно-кассовые услуги, аккумулируют свободные средства предприятий и населения, предоставляют кредиты, осуществляют валютные операции и являются агентами валютного контроля, проводят операции с драгоценными металлами и доверительные операции. Новыми для отечественных коммерческих банков являются два последних направления деятельности.

Коммерческие банки РФ получили право на совершение целого ряда операций с драгоценными металлами только в 1996 г. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 1 ноября 1996 г. № 50 О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами коммерческие банки имеют право осуществлять следующие операции с драгоценными металлами:

покупать и продавать как за свой счет, так и за счет клиентов;

привлекать во вклады (до востребования и на определенный срок);

размещать от своего имени и за свой счет на депозитные счета в других банках и предоставлять займы в драгоценных металлах;

предоставлять и получать кредиты в рублях и валюте под залог драгоценных металлов;

оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

Однако на практике развитие получили только продажа и покупка драгоценных металлов, хранение и перевозка, а также выдача кредитов под залог металлов. При этом если достаточно большое количество банков свободно продает золотые слитки, то только единицы потом выкупают их у лиц, ранее приобретших.

Доверительное управление коммерческие банки начали осуществлять с 1997 г. Нормативной основой для этого стала глава 53 ГК РФ. В соответствии со ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Переход имущества

в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

В настоящее время только кредитные организации, получившие лицензию в ЦБ РФ, и профессиональные участники рынка ценных бумаг могут получать в доверительное управление денежные средства. Деятельность кредитных организаций по доверительному управлению регулируется Инструкцией ЦБ РФ О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ № 63 от 1997 г. с учетом последующих дополнений и изменений.

Договор доверительного управления может предусматривать управление имуществом без объединения имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц - индивидуальный договор доверительного управления или с объединением - общий фонд банковского управления.

Общий фонд банковского управления (ОФБУ) - это имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. Юридическое или физическое лицо, передавшее свои денежные средства (или ценные бумаги) в доверительное управление банку, называется учредителем управления ОФБУ. Это лицо получает сертификат долевого участия - документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и размере доли учредителя в составе ОФБУ.

Каждому ОФБУ соответствует своя инвестиционная декларация - документ, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, размещаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений. Банк обязан зарегистрировать ОФБУ в территориальном учреждении ЦБ.

В условиях значительной нестабильности отечественной банковской системы и многочисленных банкротств российских .банков важным является создание системы страхования депозитов и вкладов населения.

В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны защищают вкладчиков. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов (остальные рвляются их разновидностями). Первая, американская, преду-



сматривает создание особого государственного (или контролируемого государством) органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий как за счет взносов банков, так и государственных сре:дств. Вторая модель - германская. Управление системой гарантий осуществляют союзы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.

Российские и западные экономисты не однозначно относятся к системе обязательного страхования вкладов. Одни из них полагают, что подобный институт уравнивает между собой сильные и слабые банки в глазах вкладчиков и тем самым препятствует действию рыночных механизмов. Другие полагают, что на стадии становления рыночной банковской системы подобная мера необходима.

Проект закона об обязательном страховании вкладов был подготовлен в РФ еще несколько лет назад, но до сих пор не принят. По мнению руководителя ЦБ РФ В. Геращенко в нем нет больщой необходимости. В отсутствии закона вкладчики сами на свой страх и риск рещают вопрос о надежности того или иного банка. Однако для принятия рещения необходима информация.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ № 192-У от 27 марта 1998 г. О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков с последующими изменениями и дополнениями банки в местах своей работы по приему и вьщаче средств должны предоставлять для общего обзора бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, адаптированный для восприятия рядовыми клиентами банка. Должны быть доступны для ознакомления аудиторское заключение по отчету за последний год и информация о том, по какому адресу можно ознакомиться с развернутыми формами бухгалтерского баланса (по счетам 2-го порядка) и отчета о прибылях и убытках. Информация о состоянии бухгалтерских счетов (баланс) должна обновляться ежемесячно.

Коммерческие банки должны ежегодно по итогам года проходить аудиторскую проверку и публиковать в открытой печати баланс по сокращенной форме, определенной ЦБ РФ, отчет о прибылях и убытках.

18.2. Расчетно-кассовое обслуживание

Расчетное обслуживание. Расчетные услуги - это услуги по осуществлению расчетных операций через расчетные сети, уча-

стником которых является коммерческий банк в соответствии с используемом технологией расчетов. Каждый коммерческий банк обязательно является зл1астником как минимум одной расчетной сети - сети ЦБ РФ. Проведение расчетов предполагает прием расчетных документов от плательщиков, их обработку, пересылку, доведение средств до конечного получателя, зачисление их на счет в банке и вьщачу выписок о состоянии счета его владельцу.

Для проведения расчетов предприятия и организации открывают в банке расчетные или текуш,ие счета. Эти счета предназначаются и используются для зачисления выручки от реализации продукции (работ и услуг), учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, а также для платежей по рещениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке.

Предприятия имеют право открывать любое количество расчетных счетов в любых банках, которые предоставляют расчетно-кассовые услуги. Для открытия расчетного (текущего) счета необходимо заключить с банком договор банковского счета. Согласно ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и вьщаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Согласно ст. 846 ГК РФ банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленным в соответствии с ним банковскими правилами.

Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.

Банк обязан по распоряжению клиента вьщавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом,



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34