Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Натуральное хозяйство 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34

личестве эмитируемых акций: речь идет о контроле над предприятием, который может в этих условиях перейти от учредителей к владельцам контрольного пакета акций. Публичное предложение большого количества тиражированных акций дает эмитенту огромные средства, которые открывают возможности расширения, модернизации, диверсификщии деятельности, делает компанию известной, она переходит на новый, более высокий уровень престижности.

Вторичный рынок. Это отношения, складывающиеся при купле-продаже ранее эмитированных на первичном рьшке ценных бумаг.

Основу вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер вложений инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции.

Важнейшая черта вторичного рынка - его ликвидность, т.е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и низких издержках на реализацию.

На вторичном рьшке операторами являются только инвесторы, т.е. те, кто вкладывает средства в ценные бумаги с целью извлечения дохода. Первоначальный инвестор, купивший у эмитента ценные бумаги, вправе перепродать эти бумаги другим лицам, а те в свою очередь свободны продавать их следующим вкладчикам. На вторичном рьшке происходит не аккумулирование новых финансовых средств для эмитента, а только перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов.

Без полнокровного вторичного рынка нельзя говорить об эффективном функционировании первичного рынка. Создавая механизм для немедленной перепродажи бумаг, вторичный рьшок усиливает к ним доверие со стороны вкладчиков, стимулирует их желание покупать новые фондовые ценности и тем самым способствует более полному аккумулированию ресурсов общества в интересах производства, способствует переливу капитала в наиболее эффективные отрасли хозяйства. г

При отсутствии вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие предприятия и начинания не получили бы необходимой финансовой поддержки. Акции и облигации наиболее доходных отраслей производства и

целых секторов хозяйства растут в цене, увеличивают число желающих иметь эти ценные бумаги, что делает возможным выпуски новых бумаг и новое привлечение капитала.

К вторичному рынку применяется термин обращение ценных бумаг. Главная функция вторичного рьшка - перераспределение капитала.

Фондовая биржа. Это организованная определенным образом часть рьшка ценных бумаг, на котором с этими бумагами при посредничестве членов биржи совершаются сделки купли-продажи. Особенность биржевой торговли в том, что сделки совершаются всегда в одном и том же месте, в строго определенное время - во время сеанса (или биржевой сессии) и по четко установленным, обязательным для всех участников правилам. Биржа создает четкую организационную структуру и механизм заключения и исполнения сделок с биржевыми ценностями, а также высоконадежную систему контроля за результатом исполнения сделок.

В мировой практике существуют различные организационно-правовые формы бирж. В основном биржи создаются в форме ассоциации либо акционерных обществ. Если биржа создается в форме ассоциации или государственного учреждения, то получение прибыли не ставится целью. Если же биржа существует в форме акционерного общества, то и в этом случае в уставе биржи может быть указано, что биржа не преследует цели получения прибыли, и дивиденды по акциям не выплачиваются. Кроме того, членами правления бирж могут быть представители эмитентов и инвесторов, а иногда и государственных органов.

Государство же с помощью актов, регламентирующих деятельность бирж, принимает меры, направленные на осуществление полной гласности деятельности бирж.

Деятельность фондовых бирж в России регулируется Феде-ралъным законом Орынке ценных бумаг . Фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рьшке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Фондовые биржи и фондовые отделы товарных и валютных бирж - организованный рынок ценных бумаг, функционирующий на основе централизации предложений о купле-продаже ценных бумаг, выставляемых брокерами - членами биржи на основе поручений институциональных и индивидуальных инвесторов. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг.



Фондовая биржа вправе устанавливать количественные офаничения числа ее членов. Неравноправное положение членов фондовой биржи, временное членство, а также сдача мест в аренду и их передача в залог лицам, не являющимся членами фондовой биржи, не допускаются. Фондовая биржа самостоятельно устанавливает размеры и порядок взимания отчислений в пользу фондовой биржи от вознаграждения, получаемого ее членами за участие в биржевых сделках, взносов, сборов и других платежей, вносимых членами фондовой биржи за услуги, оказываемые фондовой биржей, штрафов, уплачиваемых за нарушение требований устава Ьиржи, правил биржевой торговли и других внутренних документов фондовой биржи. Фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, процедуры листинга и делистинга.

Фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, о результатах торговых сессий, а также предоставить другую информацию.

К обращению на фондовой бирже допускаются:

1) ценные бумаги в процессе размещения и обращения, прошедшие предусмотренную федеральным законом процедуру эмиссии и включенные фондовой биржей в список ценных бумаг, допускаемых к обращению на бирже в соответствии с ее внутренними документами. Ценные бумаги, не включенные в список обращаемых на фондовой бирже, могут быть объектом сделок на бирже в порядке, предусмотренном ее внутренними документами;

2) иные финансовые инструменты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Высшим органом биржи является общее собрание ее членов, которое решает общие финансовые и организационные вопросы и определяет правила внутреннего распорядка. В промежутках между собраниями высшим органом является биржевой совет (или комитет, или наблюдательный совет), который осуществляет контроль за текущей деятельностью, создается исполнительная дирекция. Помимо названных выше органов управления на бирже создаются определенные подразделения, каждое из которых выполняет специфические функции.

В торговле на бирже принимают участие представители членов биржи, имеющие место на бирже, а также штатные работники биржи. Члены биржи или их представители могут выступать на бирже в качестве брокера или дилера.

Брокер действует в качестве поверенного или комиссионера, т.е. он заключает сделку от имени клиента или от своего имени и за счет клиента.

Дилер осуществляет куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за,свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи с обязательством исполнения сделок по этим ценным бумагам по объявленным ценам. Основная функция дилера - поддержание фондового рынка путем формирования цен.

Брокер или дилер могут действовать в качестве маркет-мейкера, т.е. осуществлять поддержку постоянных котировок на покупку и продажу ценной бумаги в пределах минимального спрэда (разницы между ценой покупки и ценой продажи).

Участником торгов также является маклер. Это, как правило, штатный работник биржи, который ведет торг и оформляет сделки. Маклер должен соблюдать устав биржи и правила торговли на бирже. Все заключенные с участием маклера сделки регистрируются в специальном журнале или с помощью компьютера. После биржевой сессии участникам сделки вручаются маклерские записки или компьютерные распечатки, в которых отмечаются наименование, количество и цена купленных или проданных ценных бумаг.

Ценные бумаги попадают на биржу не автоматически, и далеко не все из них могут быть допущены на биржу. Практически во всех странах в соответствии с принятыми нормативными актами вопрос о допуске ценных бумаг решает сама биржа. И именно от биржи, а не от какого-либо другого органа зависит, будут ли те или иные ценные бумаги продаваться на бирже. Если ценные бумаги какого-либо эмитента принимаются к продаже на бирже, значит, они приняты к котировке и включаются в котировочный список и именуются листинговыми. Сама процедура допуска ценных бумаг к торговле на бирже называются листингом.

При процедуре листинга эмитент должен представлять финансовую отчетность на биржу ежеквартально. Если по итогам того или иного квартала он выйдет из допустимого диапазона коэффициентов, то проводится процедура делистинга, т.е. выведения его ценных бумаг из листингового листа. Если впоследствии финансовое положение эмитента выправится, то его ценные бумаги могут быть вновь включены в листинговый список. Естественно, что инвестору более выгодно покупать листинговые ценные бумаги, так как по ним есть дополнительная гарантия надежности эмитента.

В России, к сожалению, до сих пор отсутствуют четко функционирующая система листинга ценных бумаг, а также критерии допуска того или иного вида ценной бумаги в листинг. Подобная законодательная и биржевая неопределенность позволяет недоб-



росовестным эмитентам, особенно из числа вновь образуемых предприятий, быстро размещать свои средства, привлекая значительные инвестиционные ресурсы, опираясь только на рекламу и не предоставляя практически ни какой информации как о своей финансово-экономической, кредитной истории, так и о результатах текущей производственно-хозяйственной деятельности.

На каждой бирже процесс торговли ценными бумагами имеет свою специфику. Однако можно вьщелить два основных способа проведения биржевых торгов.

1) Открытые аукционные торги, когда происходит непрерывное сопоставление цен на покупку и цен на продажу. Продавец постепенно снижает цену, а покупатель постепенно ее повышает. Сделка совершается тогда, когда цены покупателя продавца сходятся.

2) Торговля по заказам. Суть этого метода заключается в том, что брокеры оставляют маклерам письменные заявки на покупку и продажу с указанием цены и количества ценных бумаг. Все заказы с указанием времени поступления заказа заносятся в маклерскую книгу. В определенный момент времени прием заказов прекращается, после чего маклер сопоставляет все принятые заказы на покупку и продажу и производит оформление сделок. В настоящее время торговля по заказам осуществляется с использованием современной электронной техники. В зависимости от механизма организации биржевой торговли сделки совершаются на основе переговоров или записок.

Совершение сделок проходит четыре этапа: /) само совершение сделки; 2) сверка параметров и заключение сделки; 3) клиринг (многосторонний клиринг); 4) исполнение сделки.

В целом роль биржи зависит от емкости и разнообразия рынка ценных бумаг, банковского кредита. Фондовая биржа - это лишь часть рынка ценньгх бумаг, организованная и наиболее строго регулируемая. Поэтому определение основньгх правил торговли ценными бумагами полезно хотя бы тем, что уже на первом этапе позволяет ограничить размах незаконньис операций и способов наживать денежные средства на всеобщей некомпетентности.

Фондовая биржа может быть полезным экономическим инструментом, позволяющим направлять частные сбережения на долгосрочное финансирование экономического роста. Биржевые оценки прибыльности инвестиций могут служить ориентиром в процессе перераспределения инвестиционных ресурсов общества.

20.4. Регулирование рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, ос-

новная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников. Во всем мире рьшок ценных бумаг - один из наиболее регламентированных, особенно в области законодательного обеспечения.

В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно вьщелить три основных направления.

1. Выработка определенных правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональньгх участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.

Во многих странах созданы специальные административные органы, на которые возлагаются функции разработки нормативных актов по ценным бумагам и контроля за соблюдением этих актов. Например, в США таким органом является Комиссия по ценным бумагам и биржам, в ФРГ аналогичные функции выполняет Ведомство надзора за биржами, во Франции - Комиссия по биржевым операциям. В России в J993 г. было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам - коллегиальном органе при Президенте РФ, организующем разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг. В дальнейшем эта комиссия бьша преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением ее прежних функций (ФКЦБ).

ФКЦБ является органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Она осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка, утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг, устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитной деятельности и к порядку ведения реестра. Полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии ценных бумаг, выпускаемых Правительством Российской Федерации.

2. Вьщача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценньгк бумаг. В России лицензирование осуществляется ФКЦБ или органами, уполномоченными ею на основании генеральной лицензии.

Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональньгх участников рынка ценных бумаг



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34