![]() |
![]() |
|
Факторинг Натуральное хозяйство осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время законодательству руководители и специалисты профессиональных организаций - участников рынка ценных бумаг - должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами ФКЦБ. 3. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций. Плательщиками налога на доходы от операций с ценными бумагами являются все отечественные и иностранные юридические и физические лица, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг, в результате которых они получают дополнительные доходы. Объектом налогообложения являются регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг и операции, направленные на возникновение имущественных прав в отнощении этих ценных бумаг, зафиксированные в цене договора. Порядок налогообложения (ставки налогов, сроки их уплаты, а также ответственность налогоплательщиков и т.д.) устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Очевидно, желая привлечь ресурсы на рынок ценных бумаг (обеспечив возможность осуществления займов или активизации процесса перелива капитала), государство устанавливает льготный режим налогообложения участников рынка. И наоборот, в целях избежания чрезмерного перефева рынка ценных бумаг и разрастания чисто спекулятивных операций, отвлекающих финансовые ресурсы из реального сектора экономики и тормозящих инвестиционные процессы в стране, государство увеличивает налоговые ставки на операции с ценными бумагами. Однако такого рода государственное регулирование (манипулирование налоговыми ставками) допустимо только на начальном этапе становления рынка ценных бумаг. В последующем увлечение такого рода регулированием может привести к разрушению данного вида предпринимательской деятельности, которая успешно развивается только в условиях стабильности налоговь1х ставок, позволяющих в той или иной степени планировать операции на рынке. Для налогообложения операций с ценными бумагами большое значение имеет стадия первичного размещения и вторичный рынок. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется как доходы от операций купли-продажи ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям, а по операциям с ценными бу- магами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг - как доходы от операций купли-продажи этих ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям. Доходы участников рынка- ценных бумаг от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяются как большая из двух величин; фактическая или рыночная цена реализации этих ценных бумаг на день совершения сделки, а затраты по приобретению ценных бумаг - как балансовая стоимость этих бумаг. Если ценные бумаги не обращаются на организованном рынке ценных бумаг, то участники рынка ценных бумаг при реализации или приобретении этих бумаг определяют доходы и затраты по указанным операциям исходя из фактических цен их приобретения и реализации. Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. В России такой организацией признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих в соответствии с федеральным законом на принципах некоммерческой организации с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация должна быть учреждена не менее чем десятью членами и получить разрешение ФКЦБ. Такая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. В настоящее время в России действуют две такие организации. Это Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), контролирующая осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности, и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), участвующая в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью. Особенностью нынешнего этапа в развитии фондового рынка является отсутствие большого набора инструментов государственного регулирования вследствие недостаточного по времени развития данного сегмента экономики. Это проявляется и в том, что основной упор в развитии рынка ценных бумаг делается на максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка. Хотя следует признать, что фондовый рынок немыслим без должного государственного регулирования. в настоящее время в России существует определенное количество законодательных актов, которые регулируют фондовый рынок, но их явно недостаточно. Такая ситуация во многом генерируется динамичным развитием данного рынка и отставанием от него законодательной деятельности. Наряду с этим можно отметить такой негативный момент, как недостаточная правовая защищенность граждан при совершении ими различных операций на рынке ценных бумаг. Это особенно актуально в связи с тем, что население обладает значительными ресурсами, необходимыми для эффективного осуществления инвестиционных процессов в реальной экономике России. В последние десятилетия рынок ценных бумаг стал важнейшим объектом. Этот интерес обусловлен проявлением и развитием российского фондового рынка. В числе наиболее известных работ: В.Т. Мусатов. Международная миграция фиктивного капитала (1983) СБ. Павлов, Фондовая биржа и ее роль в экономике современного капитализма (1989) Б.И. Алехин. Рынок ценных бумаг; введение в фондовые операции (1991) В.Т. Мусатов. Фондовый рынок: инструменты и механизмы (1991) Г.П. Черников. Фондовая биржа: международный опыт (1991) М.Ю. Алексеев. Рынок ценных бумаг (1992) М.М. Агарков. Учебник о ценных бумагах (1993) Я.М. Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок (1995) Б.Б. Рубцов. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования (1996) А.П. Бычков. Мировой рынок ценных бумаг: институты, инструменты, инфраструктура (1998) Е.В. Семенкова. Операции с ценными бумагами: российская практика (1997) С.А. Чалдаева. Экономика и организация биржевого дела в России (1998) Н.В. Мещерова. Организованные рынки ценных бумаг (1999) Контрольные вопросы 1. Расскажите об особенностях и функциях рынка ценных бумаг 2. Как классифицируются рынки ценных бумаг? 3. Охарактеризуйте основные виды ценных бумаг и их особенности. 4. Каковы основные свойства и признаки ценных бумаг? 5. Как определяется цена акций и облигаций? 6. В чем особенности первичного и вторичного рынков ценных бумаг? 7. Поясните роль на рынке ценных бумаг эмитента, инвестора, андеррайтера, брокера, дилера и маркетмейкера, 8. Объясните разницу между листингом и делистингом. 9. Раскройте значение фондовой биржи в организации рынка ценных бумаг. 10. В чем заключается государственное регулирование рынка ценных бумаг? 11. Какова роль саморегулируемых организаций? Мещународные ВАШТНО ФИНАНСОВЫЕ и КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ![]() Глава Международные валютно-финансовые и кредитные отношения 21.1. Мировая валютная система с развитием и укреплением основ рыночной экономики Россия все более интегрируется в систему мирохозяйственных связей, которые постоянно углубляются и расширяются. Российская Федерация все более включается в мировое хозяйство. Она является членом Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и стремится стать членом Всемирной торговой организации (ВТО). Интернационализация хозяйственно-экономических связей сопровождается ростом международных потоков товаров, услуг, капитала, кредитов. В результате происходит постоянный перелив денежного капитала между странами. Если внутри каждой страны оборот денежного капитала обслуживается национальной денежной единицей, то вне страны международный оборот денежного капитала обслуживается иностранными валютами, поскольку в настоящее время не существует общепризнанных мировых денег. Золото окончательно перестало выполнять эту функцию в 1976 г. Мировая валютная система (МВС) постепенно сформировалась на протяжении XIX-XX вв. Валютные отношения между странами приобрели государственно-правовой статус. Четыре системы МВС. Мировая валютная система включает ряд элементов, основными из которых являются: формы мировых денег; условия взаимной конвертируемости валют; регламентирование валютных ограничений; унификация международных кредитных инструментов обращения и форм международных расчетов; правовое оформление статуса института международного регулирования валютных отношений. Набор и содержание элементов МВС периодически изменялись. Исторически существевало четыре системы МВС. Первая была создана в 1867 г. Парижским соглашением и основана на золотомонетном стандарте, играющем роль стихийного регулятора денежного обращения. Вторая МВС явилась результатом соглашения 30 стран на Генуэзской международной экономической конференции 1922 г. и была основана на золотодевизном стандарте. Перевод валюты в золото мог происходить опосредованно через иностранные валюты. Страны-участницы соглашения отказались от установления единой резервной валюты. В то же время английский фунт стерлингов и американский доллар были признаны де-факто ведущими валютами - все остальные национальные валюты должны были приравниваться к одной их них. Третья МВС была оформлена в результате Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. Статус резервной валюты был юридически закреплен за английским фунтом и американским долларом, но приоритет отдавался доллару, поскольку все остальные валюты стали приравниваться к нему. Был создан Международный валютный фонд с целью регулирования и координации международных валютных отношений. Ныне действует четвертая МВС, основы которой были заложены в 1976 г. в результате соглашения между странами-членами МВФ в г. Кингстон (Ямайка). Ее основные элементы и принципы: 1) базируется на нескольких национальных резервных валютах развитых стран и международных валютных единицах. К ним привязаны валюты всех стран-членов МВФ; 2) каждая страна-член МВФ самостоятельно определяет режим валютного курса своей валюты, т.е. действует режим плавающих валютных курсов; 3) золото не может служить мерой стоимости и точкой отсчета при определении валютных курсов; 4) межгосударственное регулирование валютных отношений обеспечивает МВФ; 5) параллельно с МВС существуют региональные валютные системы. Важнейшей из них является Европейская валютная система {EBQ, созданная в 1979 г. для уменьшения колебаний валютных
|