Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Натуральное хозяйство 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34

осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время законодательству руководители и специалисты профессиональных организаций - участников рынка ценных бумаг - должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами ФКЦБ.

3. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций. Плательщиками налога на доходы от операций с ценными бумагами являются все отечественные и иностранные юридические и физические лица, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг, в результате которых они получают дополнительные доходы. Объектом налогообложения являются регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг и операции, направленные на возникновение имущественных прав в отнощении этих ценных бумаг, зафиксированные в цене договора.

Порядок налогообложения (ставки налогов, сроки их уплаты, а также ответственность налогоплательщиков и т.д.) устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Очевидно, желая привлечь ресурсы на рынок ценных бумаг (обеспечив возможность осуществления займов или активизации процесса перелива капитала), государство устанавливает льготный режим налогообложения участников рынка. И наоборот, в целях избежания чрезмерного перефева рынка ценных бумаг и разрастания чисто спекулятивных операций, отвлекающих финансовые ресурсы из реального сектора экономики и тормозящих инвестиционные процессы в стране, государство увеличивает налоговые ставки на операции с ценными бумагами.

Однако такого рода государственное регулирование (манипулирование налоговыми ставками) допустимо только на начальном этапе становления рынка ценных бумаг. В последующем увлечение такого рода регулированием может привести к разрушению данного вида предпринимательской деятельности, которая успешно развивается только в условиях стабильности налоговь1х ставок, позволяющих в той или иной степени планировать операции на рынке.

Для налогообложения операций с ценными бумагами большое значение имеет стадия первичного размещения и вторичный рынок. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется как доходы от операций купли-продажи ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям, а по операциям с ценными бу-

магами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг - как доходы от операций купли-продажи этих ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям.

Доходы участников рынка- ценных бумаг от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяются как большая из двух величин; фактическая или рыночная цена реализации этих ценных бумаг на день совершения сделки, а затраты по приобретению ценных бумаг - как балансовая стоимость этих бумаг. Если ценные бумаги не обращаются на организованном рынке ценных бумаг, то участники рынка ценных бумаг при реализации или приобретении этих бумаг определяют доходы и затраты по указанным операциям исходя из фактических цен их приобретения и реализации.

Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. В России такой организацией признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих в соответствии с федеральным законом на принципах некоммерческой организации с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация должна быть учреждена не менее чем десятью членами и получить разрешение ФКЦБ. Такая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. В настоящее время в России действуют две такие организации. Это Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), контролирующая осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности, и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), участвующая в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью.

Особенностью нынешнего этапа в развитии фондового рынка является отсутствие большого набора инструментов государственного регулирования вследствие недостаточного по времени развития данного сегмента экономики. Это проявляется и в том, что основной упор в развитии рынка ценных бумаг делается на максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка. Хотя следует признать, что фондовый рынок немыслим без должного государственного регулирования.



в настоящее время в России существует определенное количество законодательных актов, которые регулируют фондовый рынок, но их явно недостаточно. Такая ситуация во многом генерируется динамичным развитием данного рынка и отставанием от него законодательной деятельности. Наряду с этим можно отметить такой негативный момент, как недостаточная правовая защищенность граждан при совершении ими различных операций на рынке ценных бумаг. Это особенно актуально в связи с тем, что население обладает значительными ресурсами, необходимыми для эффективного осуществления инвестиционных процессов в реальной экономике России.

В последние десятилетия рынок ценных бумаг стал важнейшим объектом. Этот интерес обусловлен проявлением и развитием российского фондового рынка. В числе наиболее известных работ:

В.Т. Мусатов. Международная миграция фиктивного капитала (1983)

СБ. Павлов, Фондовая биржа и ее роль в экономике современного капитализма (1989)

Б.И. Алехин. Рынок ценных бумаг; введение в фондовые операции (1991)

В.Т. Мусатов. Фондовый рынок: инструменты и механизмы (1991)

Г.П. Черников. Фондовая биржа: международный опыт (1991)

М.Ю. Алексеев. Рынок ценных бумаг (1992)

М.М. Агарков. Учебник о ценных бумагах (1993)

Я.М. Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок (1995)

Б.Б. Рубцов. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования (1996)

А.П. Бычков. Мировой рынок ценных бумаг: институты, инструменты, инфраструктура (1998) Е.В. Семенкова. Операции с ценными бумагами: российская практика (1997) С.А. Чалдаева. Экономика и организация биржевого дела в России (1998) Н.В. Мещерова. Организованные рынки ценных бумаг (1999)

Контрольные вопросы

1. Расскажите об особенностях и функциях рынка ценных бумаг

2. Как классифицируются рынки ценных бумаг?

3. Охарактеризуйте основные виды ценных бумаг и их особенности.

4. Каковы основные свойства и признаки ценных бумаг?

5. Как определяется цена акций и облигаций?

6. В чем особенности первичного и вторичного рынков ценных бумаг?

7. Поясните роль на рынке ценных бумаг эмитента, инвестора, андеррайтера, брокера, дилера и маркетмейкера,

8. Объясните разницу между листингом и делистингом.

9. Раскройте значение фондовой биржи в организации рынка ценных бумаг.

10. В чем заключается государственное регулирование рынка ценных бумаг?

11. Какова роль саморегулируемых организаций?

Мещународные

ВАШТНО ФИНАНСОВЫЕ

и КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ




Глава

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения

21.1. Мировая валютная система

с развитием и укреплением основ рыночной экономики Россия все более интегрируется в систему мирохозяйственных связей, которые постоянно углубляются и расширяются.

Российская Федерация все более включается в мировое хозяйство. Она является членом Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и стремится стать членом Всемирной торговой организации (ВТО).

Интернационализация хозяйственно-экономических связей сопровождается ростом международных потоков товаров, услуг, капитала, кредитов. В результате происходит постоянный перелив денежного капитала между странами.

Если внутри каждой страны оборот денежного капитала обслуживается национальной денежной единицей, то вне страны международный оборот денежного капитала обслуживается иностранными валютами, поскольку в настоящее время не существует общепризнанных мировых денег. Золото окончательно перестало выполнять эту функцию в 1976 г.

Мировая валютная система (МВС) постепенно сформировалась на протяжении XIX-XX вв. Валютные отношения между странами приобрели государственно-правовой статус.

Четыре системы МВС. Мировая валютная система включает ряд элементов, основными из которых являются:

формы мировых денег;

условия взаимной конвертируемости валют;

регламентирование валютных ограничений;

унификация международных кредитных инструментов обращения и форм международных расчетов;

правовое оформление статуса института международного

регулирования валютных отношений. Набор и содержание элементов МВС периодически изменялись. Исторически существевало четыре системы МВС.

Первая была создана в 1867 г. Парижским соглашением и основана на золотомонетном стандарте, играющем роль стихийного регулятора денежного обращения.

Вторая МВС явилась результатом соглашения 30 стран на Генуэзской международной экономической конференции 1922 г. и была основана на золотодевизном стандарте. Перевод валюты в золото мог происходить опосредованно через иностранные валюты. Страны-участницы соглашения отказались от установления единой резервной валюты. В то же время английский фунт стерлингов и американский доллар были признаны де-факто ведущими валютами - все остальные национальные валюты должны были приравниваться к одной их них.

Третья МВС была оформлена в результате Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. Статус резервной валюты был юридически закреплен за английским фунтом и американским долларом, но приоритет отдавался доллару, поскольку все остальные валюты стали приравниваться к нему. Был создан Международный валютный фонд с целью регулирования и координации международных валютных отношений.

Ныне действует четвертая МВС, основы которой были заложены в 1976 г. в результате соглашения между странами-членами МВФ в г. Кингстон (Ямайка). Ее основные элементы и принципы:

1) базируется на нескольких национальных резервных валютах развитых стран и международных валютных единицах. К ним привязаны валюты всех стран-членов МВФ;

2) каждая страна-член МВФ самостоятельно определяет режим валютного курса своей валюты, т.е. действует режим плавающих валютных курсов;

3) золото не может служить мерой стоимости и точкой отсчета при определении валютных курсов;

4) межгосударственное регулирование валютных отношений обеспечивает МВФ;

5) параллельно с МВС существуют региональные валютные системы.

Важнейшей из них является Европейская валютная система {EBQ, созданная в 1979 г. для уменьшения колебаний валютных



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34