Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Натуральное хозяйство 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34

Основными статьями импорта являются импорт машин и оборудования, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Следует отметить, что обшее сальдо платежного баланса России за указанные годы отрицательное; происходит значительная утечка капитала, оседающего на счетах западных банков. Правда, возрастали прямые иностранные инвестиции в Россию. Нерезиденты вкладывали средства в финансовый сектор, предприятия топливно-энергетического сектора - в отрасли, обеспечивающие быструю окупаемость (пищевую промышленность, общественное питание и торговлю).

Значительная часть средств нерезидентами была помещена в государственные ценные бумаги - ГКО-ОФЗ (3,1 млрд долл. США). Помимо ГКО-ОФЗ Правительство РФ эмитировало в первом квартале 1998 г. семилетний еврооблигаци-онный заем в немецких марках на сумму 1,25 млрд немецких марок из расчета 9,375% годовых. Однако в 1998 г. иностранные нерезиденты в условиях все обостряющегося валютного кризиса осуществляли возврат своих средств, что отрицательно сказалось на платежном балансе.

В целом платежный баланс России является дефицитным. Де; фицит платежного баланса финансируется за счет переноса платежей по обслуживанию официального внешнего долга, использования новых внутренних и внешних займов органами государственного управления.

21.4. Проблемы внешней задолженности России

Российская Федерация - правопреемница СССР по его зарубежным активам и пассивам. СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный иностранный капитал преимущественно в форме экспортных кредитов и банковских ссуд. В настоящее время основными кредиторами России стали международные финансовые организации, которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего сокращения бюджетного дефицита и инфляции.

Россия является должником и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя все обязательства по обслуживанию внешних долгов СССР в обмен на право владения всеми активами, в частности, право получения долгов с додж-

НИКОВ СССР. Однако советскими должниками являются, как правило, беднейшие страны, которые требуют списания основной части долга (до 80%).

С другой стороны, внешняя задолженность собственно России за годы реформ значительно возросла. Если в 1985 г. она составляла 28,3 млрд долл., то в 1990 г. увеличилась до 59,8 млрд долл., в 1993 г. - до 80 млрд долл., а по состоянию на конец 1999 г. превысила 150 млрд долл., из которых долг СССР - 95 млрд долл. и долг РФ, накопленный после 1991 г., - 55 млрд долл.

По оценкам экспертов Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Российская Федерация занимает шестое место в мире по размерам внешней задолженности после Бразилии, Мексики, Китая, Индии и Индонезии.

Россия в период с 1991 по 1998 г. получила кредиты от МВФ в размере более 13,6 млрд долл., от МБРР - 5,6 млрд долл., от Европейского банка реконструкции и развития и от стран ОЭСР под гарантии их правительств - более 22 млрд долл. США.

Внешний долг России подразделяется на

1) задолженность России по отнощению к иностранным правительствам и долговые обязательства, гарантированные правительствами зарубежных стран;

2) внешний долг иностранным коммерческим банкам. Долговые обязательства России иностранным банкам являются объектом свободной купли-продажи на мировом международном рынке;

3) задолженность внешнеторговых объединений по централизованным импортным поставкам, образовавшуюся до 1991 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров России такая задолженность оформляется в виде векселей, гарантированных Правительством РФ.

СССР имел репутацию надежного должника, и задолженность погашалась строго по фафику. В 1992 г. фафик перестал соблюдаться. Россия должна была вьщелить на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд долл., а реально платежи составили 2,6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993-м, 1994-м и 1995 гг.

Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов.

Парижский Kjiy6 - это фуппа главных государств-кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить

На таких рынках котируются долговые обязательства многих развивающихся государств и стран бывшего социалистического содружества.



профамму оздоровления экономики с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги. Величина долга России с процентами странам-кредиторам Парижского клуба составляет 40 млрд долл.

В начале апреля 1993 г. Россия подписала первое соглашение с Парижским клубом, по которому страна получила право не выплачивать по долгам СССР в 1993 г. 15 млрд долл., офа-ничившись лишь выплатой 2 млрд. долл. процентных платежей. ,

В конце апреля 1996 г. в Париже бьшо подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации (отсрочке) российского долга кредиторам Парижского клуба. В соответствии с подписанным документом погашение долга Россией начинается в 2002 г. и должно завершиться в 2020 г. Таким образом, Россия получила шестилетний льготный период, в течение которого она освобождена от оплаты этого долга. Это дает возможность приступить к погашению внешнего долга кредиторам Парижского клуба после выхода России из экономического кризиса, когда в стране начнется реальный подъем экономики. Подписание договора дало также России возможность самой стать членом этого клуба, что облегчит стране получение долгов со стран-неплательщиков, поскольку члены клуба проводят солидарную политику по отношению к должникам.

Лондонский клуб объединяет 600 частных банков. В него входят кредиторы, которые предоставили СССР ссуды без гарантий своих правительств.

С ним также бьша достигнута договоренность о долгосрочной реструктуризации российского внешнего долга на общую сумму 32 млрд долл. США (в том числе 25 млрд основной суммы долга и 7 млрд долл. неоплаченных процентов по нему).

Этот долг бьш переоформлен на следующие 25 лет с предоставлением пятилетнего льготного периода.

Достигнутые соглашения с международными организациями позволяют сохранить годовые объемы платежей по погашению основного долга в 1997-2005 гг. в пределах 1% ВНП.

В марте 1996 г. МВФ принял решение о предоставлении России в течение трех лет расширенного кредита в размере 10,2 млрд долл. США, первые транши которого Россией уже по-

лучены. Вьщеление кредита началось в марте 1996 г. путем перечисления каждый месяц 340 млн долл.

В июле 1998 г. вновь Россией бьша достигнута договоренность с МВФ о предоставлении 10-15 млрд. долл. США для обеспечения стабилизации российского рубля при условии проведения страной жесткой финансовой политики (снижение темпов инфляции и бюджетного дефицита).

Следует отметить, что Россия получила отсрочку по погашению капитальной суммы долга. Это не относится к выплате процентов по нему. Только в 1999 г. сумма процентных платежей составила 17,5 млрд. долл. США. Кроме того, еще 1 млрд. в год стоит обслуживание наших облигаций, размещенных на внешнем рынке. По краткосрочным обязательствам - ГКО задолженность нерезидентам составляет 20 млрд. долл. США. Сложная финансовая ситуация на российском рынке вызвала сброс нерезидентами наших ценных бумаг, что резко обострило валютное положение России. Вследствие тяжелого финансового кризиса и невозможности крупных платежей по внешнему долгу Правительство РФ ведет переговоры с Парижским клубом кредиторов о списании части долгов бывшего СССР.

Важная проблема России состоит в том, чтобы добиться прекращения оседания в зарубежных банках значительной части выручки от экспорта продукции и возвращения этих капиталов на родину. По данным зарубежной печати, за границей оседает от 15 до 17 млрд. долл. ежегодно.

Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилизация будут проходить активно, то и сложности с выплатой внешних долгов будут преодолены.

Более, чем в кредитах, Россия нуждается в иностранных инвестициях, поскольку именно с помощью инвестиций происходит ускорение экономического роста и создается реальное богатство страны.

Как уже упоминалось, Россия выступает не только в роли должника, но и в качестве кредитора по внешним кредитам. Долг бывших социалистических и развивающихся государств России составляет номинально около 140 млрд. долл. США. Основная часть внешнего долга приходится на Кубу, Монголию, Вьетнам, Индию, Сирию, Ирак, Ливию. В 1992 г. Россия должна бьша получить по



операциям в счет погашения задолженности 14,2 млрд долл.; фактические поступления составили 2 млрд долл. Большая часть долга погашается традиционными для этих стран товарами, тогда как Россия рассчитывается со своими кредиторами в свободно конвертируемой валюте. Такие долги оформлены в рублях и долларах США и не котируются на мировых рынках, поскольку в договорах указывалось, что любые действия по этим долгам должны бьггь объектом предварительной государственной договоренности. К середине 1990-х годов осушествлена продажа лишь единичных долговых обязательств. Постепенно возвращают долги Аргентина, частично Вьетнам. Индия погашает свой долг, поставляя в Россию чай, хлопок, изделия ширпотреба. Вступление России в Парижский клуб стран-кредиторов должно облегчить получение долгов с таких стран, как Алжир, Йемен, Вьетнам и др. МВФ, рассматривая вопросы о предоставлении этим странам очередных кредитов, ставит перед ними требования о необходимости заключения с Россией соглашений о погашении их задолженностей.

В связи с обострившимся в августе 1998 г. валютно-фи-нансовым кризисом у России возникла сложная проблема во взаимоотношениях с западными банками, которые приобрели на крупную сумму российские государственные ценные бумаги ГКО и ОФЗ.

Проблемы международных валютно-финансовых отношений

рассмотрены в следующих работах:

И.Т. Балабанов. Валютный рынок и валютные операции в России (1994)

М.В. Ершов. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (2000)

Л.Н. Красавина, СА. Былиняк, Д.В. Смыслов и др. Международные валютно-кредитные

и финансовые отношения (2000)

Д.В. Смыслов. Международные валютно-финансовые отношения России; проблемы переходного периода (1994)

Контрольные вопросы

1. Расскажите о формировании мировой валютной системы.

2. Поясните термины мировые деньги и резервные деньги .

3. Охарактеризуйте кратко девальвацию и ревальвацию валют.

4. Перечислите основные методы регулирования валют.

5. Расскажите о развитии валютного рынка и валютных операций в СССР и России.

6. Что представляет собой платежный баланс? Охарактеризуйте кратко его составные части.

7. Кто осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в РФ?

8. Охарактеризуйте валютно-финансовое положение в РФ в конце 90-х годов.

Терминологический

словарь

Авизо - поручение на зачисление или списание денежных средств по счетам в банке. Различаются авизо кредитовые (деньги зачисляются) и дебитовые (деньги списываются). Авуар (налоговый) - налоговый кредит, открытый любому налогоплательщику (компании или физическому лицу), получающему дивиденды, распределяемые компаниями, которые платят налог на фирмы.

Аккредитив - поручение банку о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитивном письме условий. Активы предприятия - собственность предприятия, отражаемая в активе баланса. В основном существуют три вида активов: 1) текущие активы, состоящие из денежного капитала и средств, которые могут быть быстро трансформированы в наличные деньги; 2) основной капитал с длительным сроком службы, используемый предприятием при производстве товаров и услуг; 3) прочие активы, которые включают нематериальные активы, не имеющие натурально-вещественной формы, но ценные для предприятия, капиталовложения в другие компании, долгосрочные ценные бумаги, расходы будущих периодов и различные другие активы.

Акциз - вид косвенного налога, взимаемого в цене товаров. Акцизы были широко распространены уже в XIX веке. Развитие акцизного обложения привело к появлению универсального акциза в виде налога с оборота, налога с продаж, налога на добавленную стоимость. Различают индивидуальные акцизы (по отдельным видам и группам товаров) и универсальные (например, налог на добавленную стоимость). Акционерное общество - компания, являющаяся юридическим лицом, капитал которой состоит из взносов пайщиков-акционеров и учредителей. Форма организации производства на основе привлечения денежных средств путем продажи акций. Существуют закрытые и открытые акционерные общества:

Акционерные общества закрытого типа - акции реализуются только его работникам и не могут быть проданы посторонним лицам без согласия других акционеров. Акционерные общества открытого типа - капитал общества формируется за счет открытой продажи акций.

Акционерный капитал - основной капитал акционерного общества, размер которого определяется его уставом. Образуется за счет заемных средств и эмиссии (выпуска) акций. Акция - ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, дающая право ее владельцу, члену акционерного общества, участвовать в его управлении и получать дивиденды из прибыли.

Акция именная - акция с указанием ее владельца. Распространяется в порядке открытой подписки. Может быть простой и привилегированной.

Акция обыкновенная - акция с нефиксированным дивидендом, размер которого определяется общим собранием акционеров после уплаты фиксированного процента держателям привилегированных акций.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34