![]() |
![]() |
|
Факторинг Натуральное хозяйство 3) Кредитная экспансия банков. Расширение кредитной системы и кредитных операций ведет к увеличению кредитных орудий обращения и создает дополнительные требования на товары и услуги 4) Импорт иностранной валюты. Приток инвалюты в страну в связи с благоприятным валютным курсом и приток иностранной валюты при активном платежном балансе [создает дополнительный спрос на товары и услуги и повышает на них цены 3) Повышение оплаты труда, особенно в годы подъема. Это вызвано экономической мощностью рабо-I тающих и активной деятельностью профсоюзов, не позволяющих снижать оплату при падении произво-Дительности труда. Возникает инфляционная спираль: зарплата-цены 4) Высокие косвенные налоги - НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж. Они являются ценообразующим фактором, широко использующимся государством для наполнения доходами своего бюджета. В конечном итоге возникает общий рост цен Оценка инфляции. Для оценки инфляции используют индекс цен. Индекс потребительских (розничных) цен рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего жителя страны. Он измеряется отношением сумм цен потребительской корзины для данного периода к совокупной цене идентичной группы товаров и услуг в базовом периоде: TTfC UKs где ИПЦ - индекс потребительских цен в %; ПКг - потребительская корзина в текущих ценах; UKq - потребительская корзина в базовых ценах. Виды инфляции. С учетом уровня увеличения цен инфляцию подразделяют на виды, причем для каждой страны в конкретный период количество таких видов различно. Обычно различают три вида: 1) ползучая (умеренная) - ежегодные темпы прироста цен от 3% до 5-10% - характерна для экономически развитых стран, рассматривающих ее как стимул производства; 2) галопирующая - среднегодовые темпы прироста цен от 20% до 100% (иногда до 200%), преобладает в развивающихся странах, вызывает беспокойство в обществе; 3) гиперинфляция - прирост цен более 1000% в год или более 50% в неделю, возникает при экстраординарных условиях в результате коренной ломки всей экономической структуры страны и приводит к дезорганизации производства и рынка. Экономические и социальные последствия инфляции. Под влиянием инфляции экономическая ситуация в стране ухудшается: 1) снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы развития производства; 2) происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыли, а также легче уклониться от налогообложения; 3) расширяется спекуляция в результате резкого и неравномерного изменения цен; 4) ограничиваются кредитные операции, так как никто не верит в долг; 5) обесцениваются финансовые ресурсы государства. Главное отрицательное социальное последствие инфляции - перераспределение богатства и дохода, если доходы не индексируются, а кредиты вьщаются без учета индекса цен. Перераспределение ВВП и НД происходит по различным направлениям: 1) между разными сферами производства, отраслями хозяйства, регионами страны в силу неравномерного роста цен; 2) между населением и государством, которое использует излишнюю денежною массу в качестве дополнительного дохода. Возникает так называемый инфляционный налог; 3) между слоями и классами населения. Неодинаковый рост цен приводит к социальному расслоению, усугубляется имущественное неравенство, что негативно влияет на сбережение и текущее потребление. Особенно опасна инфляция для лиц с фиксированными доходами - пенсионеров, иждивенцев, государственных служащих; 4) между дебиторами и кредиторами. Дебиторы получают выгоды в результате обесценения денежной ссуды. Инфляция, особенно гиперинфляция, приводящая к обострению экономических и социальных противоречий, требует от государства проведения мероприятий по преодолению инфляции и стабилизации денежной системы. В мировой практике различных стран накопился богатый Опыт по борьбе с инфляцией. Хотя полная победа над инфляци- ей вряд ли достижима, поскольку нельзя ликвидировать все исключающие ее факторы (внешние и внутренние, денежные и неденежные). В связи с этим главная цель в борьбе в таким злом - сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика государства. Государства различных стран, исходя из конкретных исторических и социально-экономических условий, осуществляют разные мероприятия в борьбе с этим злом. Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью: /) денежной реформы; 2) государственного регулирования инфляционного процесса. Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Осуществляется она различными методами (нулификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта. После Второй мировой юйны многие страны (Польша, Югославия, Израиль, Западная Германия, Япония и др.) осуществляли денежные реформы методом шокоюй терапии : денежные реформы носили конфискационный характер и должны были усилить контроль над ценами и заработной платой. Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем: 1) дефляционной политики и 2) политики доходов. Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста. Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия. Страны, как правило, комбинируют оба эти пути. Особенности инфляционного процесса и антиинфляционного регулирования в России. Инфляция в экономике России возник- ла еще в 50-х - начале 60-х годов XX в. и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. С I960 по 1988 г. рубль снижался и составил 40 коп. к уровню I960 г. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда были отпущены все цены, кроме цен на энергоресурсы и продовольствие. С этого момента инфляционный процесс стал неотъемлемой чертой российской денежной системы. Таблица 2.4 Эмиссия и инфляция в РФ (в млрд. деноминированных руб.)
По предварительным оценкам, индекс потребительских цен составил в 1999 г. 138-140%, а по прогнозу на 2000 г. - 118%. Российская инфляция, имеющая преимущественно немонетаристскую природу, отличается своеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, которые слабо реагируют на проводимую государством денежно-кредитную политику. к таким особым причинам следует отнести: 1) катастрофический спад производства; 2) глубокие структурные диспропорции в экономике, проявляющиеся в преобладани!} тяжелой промышленности и сложном положении в сельском хозяйстве; 3) быстро растущие цены высокомонополизированных хозяйствующих субъектов (топливно-энергетический комплекс, транспорт); 4) масштабный разрыв хозяйственных связей внутри бывшего СССР и внутри РФ; 5) долларизацию денежного обращения, значительный приток инвалют способствовал росту цен; 6) экономическую и социальную нестабильность; 7) огромный отток материальных и валютных ресурсов за границу; 8) вытеснение импортом отечественных товаров; 9) огромный внутренний и внешний долг; 10) финансовые противоречия между центром и регионами; 11) либерализацию валютного законодательства, внутреннюю конвертируемость рубля, которые вызвали мощную спекуляцию на валютном рынке и быстрое падение курса рубля. Своеобразие причин обусловило и своеобразие самого инфляционного процесса в России, которое наряду с обычными формами проявляется в следующем: 1) нехватке платежных средств для товарно-денежного оборота; 2) неплатежеспособности государства, хозяйствующих субъектов и физических лиц. Государство не оплачивает свои госзаказы, хозяйствующие субъекты нарушают денежные обязательства по сделкам, население задерживает и уклоняется в огромных масштабах от уплаты налогов. Регионы не выполняют своих обязанностей перед центром. Физические лица вовремя не получают зарплату, пособия, пенсии; 3) Слабой собираемости налогов, вызванной не только уходом от обложения, но и обеднением определенных слоев населения и неполучением оплаты труда; 4) нарастанием использования денежных суррогатов в обращении; 5) высоким уровнем безработицы (в середине 1999 г. - 10,4%, что на 2% выше предьщущего года). По данным Международной организации труда, Россия по этому показателю занимает одно из первых мест. Особенности российской инфляции должны определить и специфический подход к решению этой проблемы. Для стабилизации денежной системы осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы: оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства; разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства; усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения; изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления; стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков; совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов; формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.; восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен; создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики; изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений; стимулирование экспортной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики. Осуществление этих мероприятий в комплексе потребует ш-ределенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной еж-темы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.
|