Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Теория очередей и материальные запасы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 [ 77 ] 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

8.1. Специфика проблемы 239

методам. К сожалению, с тех пор ни в теории, ни в ее использовании значительного прогресса не наблюдалось.

Запасные части как товар имеют сложную техническую и коммерческую специфику. Каждый автомобиль, комбайн и т.п. собирается из тысяч деталей, и в период эксплуатации может потребоваться замена практически любой из них. Характерным примером статической задачи является проблема закупки запасных частей вместе с каким-либо уникальным и дорогостоящим оборудованием (атомным ледоколом, прокатным станом, турбогенератором большой мощности, обрабатывающим центром). Вместе с основным оборудованием запчасти могут быть поставлены по относительно низкой цене, а позже - по гораздо более высокой (из-за необходимости повторного запуска производства). Типичным примером является задача из [89, с. 361] относительно детали рулевого механизма танкера: начальная цена 5 тыс. долл., цена дефицита 25 тыс. Еще один пример из той же книги [89, с. 344-346] связан с запасными частями для самолета: каждая запасная часть стоит 2 тыс. долл., утилизация неиспользованных - по 100 долл., ликвидация каждого случая дефицита обходится в 13 тыс. долл. Добавим, что в обоих случаях штраф исчислялся только по стоимости ликвидации дефицита, и к нему следует добавить ущерб от простоя оборудования в ожидании поставки. Высокие штрафы часто приводили к завышению запасов, особенно в системах военного назначения. На пятом симпозиуме США по надежности отмечалось большое накопление запасных элементов на складах Министерства обороны. Стоимость этих элементов достигла 21 млрд. долл. и ежегодно увеличивалась на 2 млрд.

Актуальность проблемы в век информатики возросла в связи с тем, что в качестве сменных элементов электронной аппаратуры все чаще используются микросхемы, модули, субпанели и т.п., стоимость которых значительно выше цены отдельных схемных элементов (резисторов, конденсаторов, ламп и полупроводников) недавнего прошлого:

В качестве одной из серьезных вычислительных проблем можно назвать проблему организации в нашей стране системы обеспечения типовыми запасными элементами парка ЭВМ Единой системы Ряд . Учитывая, что все модели ЕС ЭВМ имеют единую техническую базу, можно легко понять, насколько существенный выигрыш может дать система централизованного обеспечения всех вычислительных машин



запасными элементами. Создание научно обоснованной централизованной системы снабжения потребует привлечения всего арсенала уже разработанных математических моделей теории управления запасами, а также проведения новых исследований

(из предисловия 1/1.А. Ушакова к [50]).

Важнейшими особенностями систем снабжения запчастями являются:

глобальный характер подобных систем, сложность их структуры и функционирования;

включение в систему функций и органов ремонта вышедших из строя деталей и узлов;

колоссальное число планируемых номенклатур;

высокая цена хранения и штрафов за дефицит;

большая роль фактора взаимозаменяемости.

Эти особенности обусловили изменение методов работы с запчастями и проведение крупных научных исследований в области организации и специализации производства, маркетинга, управления запасами их. К определению товарной политики относятся разработка методов поставки на рынок (источники, периодичность, объемы и сроки), упаковки и партионности (комплекты), закупки, складирования и т.п. Важность и сложность (теоретическая и практическая) этих проблем привели к тому, что все крупнейшие продуценты выделили производство и сбыт запасных частей в самостоятельные службы.

Организация технического обслуживания и ремонта - важнейшая обязанность продуцента технически сложного товара и критический элемент маркетинга. Разумеется, техническое обслуживание должно быть рентабельно для обеих сторон. Практически ценовая политика выстраивается так, что возможная дополнительная прибыль вдвое превышает доход от продаж [17].

Строго говоря, задачи выбора номенклатуры запасных элементов и оптимального назначения периодичности и объема поставок для обеспечения непрерывного функционирования системы следует решать совместно. Ниже описана согласно [17] структура систем обеспечения



запчастями импортных автомобилей. Такие системы Becbrvia развиты, достаточно типичны и интересны широкому кругу лиц.

Мастерские импортера не являются главными потребителями запасных частей; тем не менее их доля в сбыте запасных частей значительна. Для дилеров продажа через их мастерские является основным методом сбыта запасных частей. Накладные расходы мастерских очень велики вследствие использования дорогостоящего оборудования. Для улучшения их окупаемости организаторы автосервиса стремятся увеличить объем продаж запасных частей. Мастерские снабжаются в кратчайшие сроки непосредственно со склада; механиков заинтересовывают в продаже запчастей и вменяют им в обязанность не просто заменить отказавшие детали, но и указать клиенту на те детали, которые пора заменить.

Специалисты, занимающиеся техническим обслуживанием оборудования, являются основным источником идей по совершенстованию производимых фирмой изделий.

8.2. Системы обеспечения запчастями

8.2.1. Структура

В работах по теории снабжения запасными частями обычно изучаются следующие варианты: один склад, линейная система, иерархическая система. Многоуровневые системы дают шанс повысить эффективность и экономичность запасов. Из них, как правило, рассматривается двухуровневая - базы на нижнем уровне и депо на верхнем. Учитывая краткость и наглядность этих терминов, а также обычность первого из них для военных приложений, мы будем в дальнейшем использовать именно их. Увеличение числа уровней не вызывает принципиальных трудностей.

Для описания структуры системы применяются теоретико-множественные, графовые и комбинированные обозначения. В графовых схемах удобно определять звенья-предшественники. С точки зрения программирования расчетных методик значительные преимущества дают списковые структуры данных.

Горизонтальный обмен между звеньями одного иерархического эшелона обычно не рассматривается. Поставки из внешнего источника поступают только на верхний уровень. На нижних уровнях могут быть



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 [ 77 ] 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123