Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Теория очередей и материальные запасы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 [ 78 ] 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

фиктивные (shadow - теневые) склады, не хранящие запас физически и организующие удовлетворение заявкок по почте.

Системный подход требует постоянно иметь в виду не максимальную экономию на отдельных складах или по каждой номенклатуре, но конечную цель. В связи с этим концепция цены недостачи представляется почти неизбежной. Ее можно попытаться обойти через уровень обслуживания с задержкой, не превышающей допуска. Возможные варианты целевой функции:

суммарный ожидаемый простой потребителей, вызванный отсутствием запаса;

ожидаемое число отложенных на нижнем уровне поставок;

ожидаемое число находящихся в готовности конечных потребителей.

В военных приложениях часто используются коэффициент готовности потребителей или ожидаемое число недостач на нижнем уровне (базы), непосредственно связанные с их оперативными возможностями. Цели оптимизации на разных уровнях могут быть частично противоречивы. Это естественно и необходимо для успешной работы системы в целом.

Существенно новым элементом рассматриваемых в этой части книги задач является включение ремонтных звеньев. Ремонтные услуги могут быть на всех уровнях. Иногда различаются (по месту проведения, задержкам и, разумеется, условиям оплаты) гарантийное и послегарантийное обслуживание. Обычно ремонтный орган (РО) связан со своим складом и РО высшего уровня. Отремонтированные агрегаты остаются на складе своего уровня.

Новыми аспектами иерархических систем являются следующие проблемы:

связанность низовых баз общей возможностью дефицита на верхнем уровне;

выбор в случае дефицита (кому отказать или как распределить дефицит);

вертикальная синхронизация периодических стратегий (согласование периодичностей поставок для разных эшелонов системы);

общая структура ремонта (суммарная загрузка; на каком уровне восстанавливать; кому адресовать восстановленный агрегат; вводить ли приоритетное восстановление).



8.2.2. Организация поставок

Источниками поставок запасных частей к импортным автомашинам (напомним, что мы рассматриваем эту ситуацию как типовую) служат:

склады при заводах - изготовителях машин (для деталей невысокого спроса собственного производства);

Еще один новый аспект - древовидная структура самих запчастей (стойки, модули, ТЭЗы, микросхемы). Листьями дерева являются перемонтируемые (расходуемые) детали, запас которых возобновляется от поставщиков через эшелонированную систему складов. Пара (г, к) обозначает узел i на -м уровне иерархии изделия. Эта структура может быть наложена на иерархию системы материально-технического обеспечения. Ремонт связывается с определенным уровнем структуры изделия и эшелоном системы.

Системы этого типа сложны для анализа, но существует общее убеждение в их предпочтительности. Одна из причин - невозможность организовать ремонт во всех точках потребления. Вторая - глобальный масштаб некоторых организаций. Третья заключается в уменьшении страховых резервов и возможности поставить их на службу большему числу потребителей.

Возникающие трудности анализа можно разделить на концептуальные и расчетные. Концептуальные порождаются сложностью системы и множеством ее функций (поставки, хранение, транспорт, ремонт) в их взаимосвязи, а также ее вхождением в суперсистему. Нелегко провести декомпозицию задачи: финансы, начальные запасы, стратегия поставок, распределение, перераспределение и т.д. Поэтому отдельные подзадачи приходится решать последовательно, а весь их комплекс - с применением итераций.

Расчетные трудности порождаются большой размерностью задач (десятки тысяч номенклатур, сотни потребителей), а также сложностью получения распределения спроса в высших звеньях. Если, например, имеется J складов, то точное выражение для плотности распределения ненулевого спроса в высшем звене будет иметь 2* - 1 составляющих. Для вполне реального значения J = 100 это Ю.



центральные склады в стране экспортера (для деталей, получаемых от субпоставщиков, и деталей собственного производства с высоким спросом);

филиалы центральных складов в стране экспортера, специализированные на хранении деталей определенной номенклатуры.

Жесткая конкуренция фирм-производителей, импортеров и местных продуцентов обеспечила высокую плотность сбытовой сети и облегчила покупателям приобретение деталей, но уменьшила объем сбыта отдельного продавца и его прибыль.

Крупные экспортеры имеют промежуточные склады не только в своей, но и в других странах. Импортеру обычно поручается продажа машин и запасных частей от его имени и за его счет (чтобы экспортер не облагался налогами в стране импортера, не нес ответственности по претензиям покупателей и убытков из-за их несостоятельности). Экспортер отвечает только за количество, качество и сроки поставки и часто соглашается на оплату по мере реализации. Возврат непроданных деталей обычно ограничивается 5-15% годового объема продаж (как правило - с уценкой).

Сети распределения с оптовыми промежуточными базами считаются более прогрессивными. На розничных складах хранятся только детали группы А, на оптовых - А и В, на заводских - С. При транзитной форме поставок везде хранится запас всех категорий. Значительно уменьшается страховой запас. На складах импортеров обычно хранится 20% номенклатуры, на промежуточных - до 50% и на центральных - до 80%. Остальные 20% деталей низкого спроса поставляются по мере необходимости со складов заводов-изготовителей.

Сбытовая сеть многих крупных компаний строится таким образом, чтобы гарантировать получение клиентом деталей, относящихся к группе А, немедленно, а к группам В и С - не позднее суток после получения заказа. Для обеспечения подобного обслуживания на складах дилера хранятся одно-двухмесячные запасы деталей высокого спроса, на складах импортеров - трех-четырехмесячные запасы деталей высокого и постоянного спроса, на промежуточных - то же для нерегулярного спроса. Необходимо учитывать, что АВС-классификация относительна и зависит от уровня склада.

Некоторые компании применяют такую структуру, при которой запасы на складах рассматриваются как совокупный запас и могут перераспределяться по решению руководства (склады компании Форд в



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 [ 78 ] 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123