![]() |
![]() |
|
Факторинг Теория очередей и материальные запасы фиктивные (shadow - теневые) склады, не хранящие запас физически и организующие удовлетворение заявкок по почте. Системный подход требует постоянно иметь в виду не максимальную экономию на отдельных складах или по каждой номенклатуре, но конечную цель. В связи с этим концепция цены недостачи представляется почти неизбежной. Ее можно попытаться обойти через уровень обслуживания с задержкой, не превышающей допуска. Возможные варианты целевой функции: суммарный ожидаемый простой потребителей, вызванный отсутствием запаса; ожидаемое число отложенных на нижнем уровне поставок; ожидаемое число находящихся в готовности конечных потребителей. В военных приложениях часто используются коэффициент готовности потребителей или ожидаемое число недостач на нижнем уровне (базы), непосредственно связанные с их оперативными возможностями. Цели оптимизации на разных уровнях могут быть частично противоречивы. Это естественно и необходимо для успешной работы системы в целом. Существенно новым элементом рассматриваемых в этой части книги задач является включение ремонтных звеньев. Ремонтные услуги могут быть на всех уровнях. Иногда различаются (по месту проведения, задержкам и, разумеется, условиям оплаты) гарантийное и послегарантийное обслуживание. Обычно ремонтный орган (РО) связан со своим складом и РО высшего уровня. Отремонтированные агрегаты остаются на складе своего уровня. Новыми аспектами иерархических систем являются следующие проблемы: связанность низовых баз общей возможностью дефицита на верхнем уровне; выбор в случае дефицита (кому отказать или как распределить дефицит); вертикальная синхронизация периодических стратегий (согласование периодичностей поставок для разных эшелонов системы); общая структура ремонта (суммарная загрузка; на каком уровне восстанавливать; кому адресовать восстановленный агрегат; вводить ли приоритетное восстановление). 8.2.2. Организация поставок Источниками поставок запасных частей к импортным автомашинам (напомним, что мы рассматриваем эту ситуацию как типовую) служат: склады при заводах - изготовителях машин (для деталей невысокого спроса собственного производства); Еще один новый аспект - древовидная структура самих запчастей (стойки, модули, ТЭЗы, микросхемы). Листьями дерева являются перемонтируемые (расходуемые) детали, запас которых возобновляется от поставщиков через эшелонированную систему складов. Пара (г, к) обозначает узел i на -м уровне иерархии изделия. Эта структура может быть наложена на иерархию системы материально-технического обеспечения. Ремонт связывается с определенным уровнем структуры изделия и эшелоном системы. Системы этого типа сложны для анализа, но существует общее убеждение в их предпочтительности. Одна из причин - невозможность организовать ремонт во всех точках потребления. Вторая - глобальный масштаб некоторых организаций. Третья заключается в уменьшении страховых резервов и возможности поставить их на службу большему числу потребителей. Возникающие трудности анализа можно разделить на концептуальные и расчетные. Концептуальные порождаются сложностью системы и множеством ее функций (поставки, хранение, транспорт, ремонт) в их взаимосвязи, а также ее вхождением в суперсистему. Нелегко провести декомпозицию задачи: финансы, начальные запасы, стратегия поставок, распределение, перераспределение и т.д. Поэтому отдельные подзадачи приходится решать последовательно, а весь их комплекс - с применением итераций. Расчетные трудности порождаются большой размерностью задач (десятки тысяч номенклатур, сотни потребителей), а также сложностью получения распределения спроса в высших звеньях. Если, например, имеется J складов, то точное выражение для плотности распределения ненулевого спроса в высшем звене будет иметь 2* - 1 составляющих. Для вполне реального значения J = 100 это Ю. центральные склады в стране экспортера (для деталей, получаемых от субпоставщиков, и деталей собственного производства с высоким спросом); филиалы центральных складов в стране экспортера, специализированные на хранении деталей определенной номенклатуры. Жесткая конкуренция фирм-производителей, импортеров и местных продуцентов обеспечила высокую плотность сбытовой сети и облегчила покупателям приобретение деталей, но уменьшила объем сбыта отдельного продавца и его прибыль. Крупные экспортеры имеют промежуточные склады не только в своей, но и в других странах. Импортеру обычно поручается продажа машин и запасных частей от его имени и за его счет (чтобы экспортер не облагался налогами в стране импортера, не нес ответственности по претензиям покупателей и убытков из-за их несостоятельности). Экспортер отвечает только за количество, качество и сроки поставки и часто соглашается на оплату по мере реализации. Возврат непроданных деталей обычно ограничивается 5-15% годового объема продаж (как правило - с уценкой). Сети распределения с оптовыми промежуточными базами считаются более прогрессивными. На розничных складах хранятся только детали группы А, на оптовых - А и В, на заводских - С. При транзитной форме поставок везде хранится запас всех категорий. Значительно уменьшается страховой запас. На складах импортеров обычно хранится 20% номенклатуры, на промежуточных - до 50% и на центральных - до 80%. Остальные 20% деталей низкого спроса поставляются по мере необходимости со складов заводов-изготовителей. Сбытовая сеть многих крупных компаний строится таким образом, чтобы гарантировать получение клиентом деталей, относящихся к группе А, немедленно, а к группам В и С - не позднее суток после получения заказа. Для обеспечения подобного обслуживания на складах дилера хранятся одно-двухмесячные запасы деталей высокого спроса, на складах импортеров - трех-четырехмесячные запасы деталей высокого и постоянного спроса, на промежуточных - то же для нерегулярного спроса. Необходимо учитывать, что АВС-классификация относительна и зависит от уровня склада. Некоторые компании применяют такую структуру, при которой запасы на складах рассматриваются как совокупный запас и могут перераспределяться по решению руководства (склады компании Форд в
|