|
Факторинг Поведенческие финансы тиционных менеджеров другой страны (например, тайваньских инвестиционных менеджеров). Субъекты. Участие в опросе добровольно и анонимно приняли 40 тайваньских инвестиционных менеджеров. Опрос проводился среди слушателей программы повышения квалификации в Калифорнийском государственном университете. Субъекты были менеджерами среднего и высшего звена, ответственными за портфельный менеджмент в тайваньских инвестиционных компаниях. Основной задачей программы повышения квалификации бьшо лучшее ознакомление слушателей с операциями, проводимыми на американском фондовом рынке. Все субъекты имели финансовое или смежное с ним образование. Дизайн и материалы. Как и в эксперименте 1, субъектов попросили дать количественную оценку вероятности (от О до 100%) и желательности (от 1 = крайне желательно до 7 = крайне нежелательно) возникновения 10 экономических событий, значимых для Тайваня. Процедура. Респонденты заполнили вопросники в классе по завершении лекции (никак не связанной с темой вопросника). Все вопросники заполнялись на условиях полной анонимности, и время на их заполнение не бьшо ограничено. Резулыпаты. Полученная информация, описьгаающая то или иное событие, а также корреляция между средней вероятностью наступления этого события и средней желательностью наступления этого события, установленная 40 тайваньскими инвестиционными менеджерами, приведена в табл. 3. Таблица 3 Средние вероятности и степени желательности прогнозируемых событий и корреляция между ними в эксперименте 2
Окончание табл.3
Как видно из табл. 3, результаты эксперимента 2 дублир5тот результаты эксперимента 1. Наблюдается значительная корреляция между желательностью события и вероятностью его реализации. Средняя корреляция составила 0,36. Беглое сравнение поведения американских и тайваньских инвесторов демонстрирует, что тайваньские инвесторы более подвержены отклонению желательности, чем их американские коллеги. В то же время если мы исключим последние два вопроса из табл. 3, то всякие различия в оценках желательности и вероятностей между двумя группами респондентов пропадут. Значительно более высокая корреляция между вероятностью и желательностью наступления для событий торговля с Китаем и независимость Тайваня объясняется высокой степенью неопределенности, связанной с этими крайне политизированными собьггиями. Подобный итог можно рассматривать в качестве подтверждения гипотезы МакГрегора о том, что чем выше важность события и связанная с ним неопределенность, тем более сильное отклонение желательности следует ожидать. -гпава 7- О НЕКОТОРЫХ НЕНОРМАЛЬНЫХ РЕАКЦИЯХ Эвристика репрезентативности может порождать неоправданные, безосновательные иллюзии в головах финансистов. С некоторыми из таких иллюзий и их неприятными последствиями мы познакомимся в этой главе. Хорошая компания-хорошие акции? Подавляющее больщинство инвесторов систематически путает хорощие компании с хорошими акциями. Хорошая компания - это компания, которая демонстрирует высокие прибыли, быстрые темпы роста объема продаж и качественный менеджмент. Хорошая акция - это акция, которая поднимется в цене выше, чем все остальные акции. Но являются ли акции хорошей компании действительно хорошими? Думаю, все согласятся с тем, что лишь очень немногие компании, которые сегодня выглядят хорошо (прибыли бьют вверх, объемы продаж растут), смогут удержаться на этом уровне и в будущем. Принятие же решения о покупке акций должно приниматься прежде всего на основе информации о том, как будет выглядеть компания-эмитент в будущем, а не о том, как она выглядит сейчас. Похоже, большинство инвесторов не задумывается над такими вещами. Что же они делают? Пользуются стереотипом: хорошая компания - хорошая акция. Приобретают в свои инвестиционные портфели акции таких компаний, которые сегодня выглядят хорошо. Самое смешное, что активная покупка подобных акций приводит к тому, что их цена начинает быст- Иными словами: поднимется ли в будущем цена акций компании, которая сейчас считается хорошей компанией?
|