Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Поведенческие финансы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Убытки

Прибыли

Рис. 20. Гипотетическая функция стоимости в теории перспектив

Тот же принцип применим и к несенсорным восприятиям - таким, как здоровье, престиж и благосостояние. Так, один и тот же уровень благосостояния может быть расценен одним индивидуумом как очень приличный, а для другого его не будет хватать и на сигареты. Определяющим фактором здесь будет величина текущего благосостояния индивидуума, которое в данном случае выполняет роль нейтральной точки.

Особое внимание, которое мы уделяем изменениям благосостояния как основе определения стоимости, вовсе не означает, что стоимость какого-то изменения не зависит от первоначальной позиции актива. Строго говоря, стоимость является функцией двух переменных: позиции актива, которая играет роль нейтральной точки, и величины отклонений (положительных или отрицательных) от нейтральной точки.

Таким образом, отнощение индивидуума к деньгам можно представить в виде книги, в которой каждая страница является функцией стоимости для изменений определенной позиции актива. Очевидно, что находящиеся на различных страницах такой книги функции стоимости отличаются друг от друга - они становятся все более линейными с ростом активов. В то же время порядок предпочтения перспектив, как правило, не зависит (или зависит незначительно) от небольщих и средних изменений позиции актива. Например, сумма, эквивалетная перспективе (1000, 0,5), находится для больщинства людей в достаточно широком диапазоне позиций актива между 300 и 400.

Стоимость



Поэтому представление функции стоимости как функции одного аргумента (рис. 20) в большинстве случаев дает нам более чем удовлетворительную аппроксимацию.

Таким образом, можно утверждать, что на практике функ ция стоимости:

1) определена на отклонениях от нейтральной точки;

2) вогнута для убытков и выпукла для прибылей;

3) более крута в области убытков нежели в области прибылей.

Функция стоимости - это важнейшее приложение теории перспектив, которое понадобится нам в дальнейшем.



-Глава9-

Про пугливых менеджеров

Готовы ли корпоративные менеджеры к принятию риска или, напротив, они готовы к чему-то совсем противоположному? Вот вопрос, который нас интересует.

В этой главе мы попытаемся понять, какие приложения уже известной нам теории перспектив Канемана и Тверски можно найти для современного финансового менеджмента.

Напомним, что согласно теории перспектив подавляющее большинство людей на гфактике игнорирует аксиомы традиционной теории полезности, в том числе и одну из важнейших аксиом, которая утверждает, что люди одинаково избегают рисков как в ситуациях, связанных с убытками, так и в ситуациях, связанных с прибьшями.

Если теория перспектив верна, то аксиомы рациональности должны игнорировать и профессиональные финансовые менеджеры. Руководствуясь этими соображениями, 1Сэтрин Сулливан* в 1997 г. провела эмпирическое исследование процесса принятия решений профессиональными финансовыми менеджерами в Соединенных Штатах. Что же ей удалось обнаружить?

Обзор эксперимента

Для участия в исследовании бьшо отобрано 72 финансовых менеджера, из них 70 мужчин и 2 женщины. Средний профессиональный стаж каждого из менеджеров составил 21,6 года, при этом на своих текущих должностях они находились уже как минимум 6 лет. Все субъекгы обладали значительньпйи полномочиями в принятии финансовых решений и занимали должности:

См.: Sullivan, К. (1997) Corporate Managers Risky Behavior: Risk Taking or Avoiding? Journal of Financial and Strategic Decisions, Vol. 10, pp. 63-74.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89