|
Факторинг Поведенческие финансы Однако концепция эффективности представляла бы крайне ограниченный интерес, если бы она описывала лишь подобные идеальные рынки. Эффективность эффективности рознь - рынок может эффективно отражать в ценах одну информацию и неэффективно (или вообще) не отражать другую. То есть речь идет о том, что существуют различные формы эффективности фондового рынка. Три формы эффективности фондового рынка Естественно, степень эффективности фондового рынка зависит в первую очередь от того, какая информация понимается под всей доступной информацией . Другими словами, речь идет о том, что существует не одна, а много (теоретически - бесконечно много) форм эффективности рынка, которые будут различаться по информационной структуре, доступной участникам рынка. Начала классификации форм эффективности заложил в 1967 г. Гарри Роберте, а в 1970 г. они были окончательно оформлены Юджжюм Фамой-. В основу классификации была положена информационная структура, с которой оперирует фондовый рынок. Принцип прост: чем более полной является информационная структура рынка - тем более он эффективен. Фама вьщелил три формы эффективности фондового рынка: слабую [weak-form efficiency], полусильную [semistrong-form efficiency] и сильную [strong-form efficiency] (табл. 12). Таблица 12 Формы эффективности рынка
Информационная структура рынка - это набор информации, свободный доступ к которой имеет каждый оператор данного рынка. 2 См.: Robens, Н. (1967) Statistical Versus Clinical Predictions of the Stock Market. Unpublished manuscript. University of Chicago. 3 См.: Fama, E. (1970) Efficient Capital Markets: A Review of Theory and Empirical Work. Journal of Finance, Vol. 25, pp. 383-417. Окончание табл. 12
Опираясь на введенную классификацию форм эффективности, мы можем теперь переформулировать определение эффективного рынка. Фоццовый рынок является эффективным, если при определении цен ценных бумаг он полно и правильно отражает и интерпретирует всю доступную информацию. Более формально фондовый рынок является эффективным по отношению к какой-либо информационной структуре тогда, и только тогда, когда эта информационная структура становится одновременно известной всем участникам рынка. Более того, эффективность по отношению к информационной структуре предполагает, что не существует возможности получить от торговли ценными бумагами прибыль, отличную от нормальной, используя данную информационную структуру. Большинство исследователей соглашается с тем, что современный американский фондовый рынок является полусильно эффективным, европейские же фондовые рынки или уже являются полусильно эффективными, или быстрыми темпами приближаются к полусильной форме. Механизмы эффективности рынка Даже при беглом взгляде на теорию эффективного рынка возникает вопрос: в чем же заключается смысл этой теории? Ведь условия, необходимые для сушествования эффективного рынка, автоматически подразумевают, что вся доступная информация будет известна всем участникам рынка. Действительно, возьмем определение: на хорошо функционирующем рынке цены ценных бумаг будут полностью отражать всю доступную и относящуюся к процессу ценообразования информацию. Подобное утверждение должно быть очевидным для большинства студентов старших курсов экономических вузов, не говоря уже о профессиональных участниках фондового рынка и финансистах. На самом деле, если ограничиваться лишь определением эффективного рынка, то это не принесет ощутимой пользы. А что будет, если мы пойдем немного дальше определения информационной эффективности и его простейших приложений. Расширение понятий эффективности в течение уже достаточно продолжительного времени исследователи используют термины слабая, полусильная и сильная формы эффективности рынка не только для классификации эмпирических тестов воздействия информации на цены фондовых активов, но и для классификации воздействия, оказываемого на процесс ценообразования различными информационными структурами. Например, цены могут эффективно отражать информацию, которая является полусильной (т. е. общедоступной информацией), и не способны отражать другой тип информации, которая может бьггь отнесена к сильной (инсайдеровской, необщедоступной информации). Пойдя дальше, исследователи начали описывать уже сами рынки как слабо-, полусильно- или сильноэффективные рынки. Даже несмотря на то, что эта классификация не отличается особой четкостью, она позволяет понять, что различные рыночные механизмы отвечают за отражение различных информационных структур в ценах, а постоянно изменяющаяся степень эффективности рынка может быть результатом относительного качества работы этих механизмов. Тот факт, что различные рыночные механизмы оперируют с различными информационными структурами, является важнейшим для нашего дальнейшего анализа. Но прежде чем мы перейдем к более подробному рассмотрению этих механизмов, необходимо пересмотреть терминологию теории эффективного рынка, причем сделать это, скорее, с концептуальной точки зрения, нежели с операционной. Именно в этом смысле используется эта классификация и нами.
|