Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Поведенческие финансы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 [ 67 ] 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

туры, мы предполагали, что оператор рынка является полностью информированным, упустив из виду достаточно важный аспект - возможности снижения неопределенности информационной структуры. У полностью информированного оператора проблема снижения неопределенности информационной структуры отсутствует, так как он уже не может сделать ничего такого, что улучшило бы его полную информационную структуру, - только время может это сделать.

Однако на реальных фондовых рынках невозможно найти оператора, который действительно обладал бы полной информационной структурой даже в том ограниченном смысле, который используем мы. Большинство операторов всегда в большей или меньшей степени недостаточно информировано, их информационные структуры далеки от полных.

Несомненно, со временем неопределенность информационной структуры уменьшается, а снижение неопределенности подтверждает или исправляет ожидания оператора (как полностью информированного, так и не полностью информированного) относительно цен ценных бумаг. Но было бы странным ожидать от не полностью информированных операторов фондового рынка пассивного ожидания уменьшения неопределенности. Напротив, подобные операторы всеми силами должны стараться отнять привилегию снижения неопределенности у времени, которое, как известно, дороже денег, и предпринимать активные попытки самостоятельного снижения неопределенности.

Не полностью информированные операторы могут использовать как минимум три типа действий, ведущих к снижению неопределенности их информационной структуры.

1. Приобретение информации.

Операторы, которым недостает жесткой или мягкой информации, могут предпринимать попытки получения доступа к ней вместо пассивного ожидания того, когда эта информация дойдет до них самостоятельно.

2. Повышение качества использования текуией информационной структуры.

Операторы могут предпринимать действия, приводящие к повышению эффективности использования информации, которой они уже владеют. Тщательное изучение уже имеющейся информации может повысить ее значимость в определении цен ценных бумаг.

3. Проверка достоверности текущей информационной структуры.



Оператор может пытаться выяснить уровень достоверности информации, которую он получил от других участников рынка. Большинство информации, относящейся к процессу ценообразования и составляющей текущую информационную структуру оператора, поступает к нему через вторые или третьи руки из источников, обладающих различной степенью надежности. Операторы часто могут узнавать лишь поверхностное содержание фактов, но оставаться в неведении по поводу их достоверности. Эту проблему оператор может разрешить при помощи изучения и приобретения новой информации (рис. 27).

Действия оператора, направленные на снижение неопределенности

Пассивные

Активные

Расширение текущей

Повышение

Проверка

информационной

эффективности

достоверности

структуры при помощи

использования

данных текущей

приобретения

текущей информационной

информационной

дополнительной информации

струюуры

струюуры

Рис. 27. Возможные действия оператора по снижению неопределенности информационной структуры

Завершив переформулировку терминологии теории эффективного рынка, перейдем к рассмотрению механизмов, которые должны обеспечивать эффективность рынка.

Механика эффективности

Мы по-прежнему не знаем главного - механизмов, которые отвечают за эффективность рынка. Что это за механизмы?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что полное отражение информации в ценах - это состояние рынка, когда существующие цены совпадают с ценами, которые наблюдались бы при полной информированности всех операторов рынка. Из этого определения начинают проступать кон-



туры наших рыночных механизмов. Становится очевидным, что этими механизмами должны быть торговые процессы, которые с большей или меньшей относительной эффективностью приводят цены к новому, полностью информированному состоянию равновесия.

В последнее время финансовые экономисты предложили четыре типа рыночных механизмов, которые были названы так: всеобще информированная торговля [universally informed trading]; профессионально информированная торговля [professionally informed trading]; частично информированная торговля [derivatively informed trading]; неинформированная торговля [uninformed trading].

Сразу отметим: хотя каждый из этих четырех механизмов отражает в текущих ценах лишь определенную информационную структуру, только их общее воздействие на процесс ценообразования может привести к установлению рыночного равновесия, т. е. сделать рынок эффективным.

Существуют три свойства, общие для всех типов рыночных механизмов.

Первое - только один рыночный механизм из четырех может отвечать за отражение определенной информационной структуры в ценах.

Второе - какой именно рыночный механизм будет отвечать за отражение информационной структуры в тот или иной момент времени, зависит от того, насколько широко распределена эта информационная структура среди операторов рынка.

Третье - каждый рыночный механизм обладает своим уровнем относительной эффективности, значение которого зависит от того, насколько широкое распределение информации среди операторов необходимо для начала ее отражения этим механизмом.

Чем шире первоначальное распределение информации, которое требуется для рыночного механизма, тем выше его относительная эффективность.

Вместе эти характеристики позволяют нам объединить эти четыре механизма в единую систему, в основе которой лежит первоначальное распределение информации среди операторов. Несмотря на то, что все четыре типа рыночных механизмов могут устанавливать эффективные цены, динамика этого процесса будет различной в зависимости от того, какой механизм доминирует на рынке. Если на рынке доминирующим является механизм, требующий узкого распределения информации, то



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 [ 67 ] 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89