Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Практика биржевых спекуляций 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 [ 100 ] 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180


Появляется много аистов

Источник: The New Statistical Analysis of Data, Springer-Verlag, 1996. Разрешение на использование получено

Можно привести массу примеров пропуска третьей переменной из практики исследований финансового рынка. Показательны исследования обоснованности технических индикаторов, которые основаны на изменениях настроений инвесторов. Все они показывают, что после того, как настроения становятся слишком оптимистичными, рынок превращается в медвежий, а когда преобладает излишний пессимизм, он вскоре становится бычьим. Как показано в главе 3, посвященной техническому анализу, есть сильная отрицательная корреляция между последними тенденциями рынка и тем, что происходит в будущем.

Но все индикаторы настроений, такие как процент консультантов, которые дают бычьи рекомендации, и приток денег в инвестиционные фонды, значимо и положительно коррелируют с последними движениями рынка. Таким образом, если цены существенно повышались за последние две недели, настроения становятся оптимистичными, а это предвещает медвежьи тенденции в развитии рынка. И наоборот: если рьшок существенно падал, настроения становятся негативными и рынок вскоре продемонстрирует бычьи тенденции. Настроения косвенно свя-

Рисунок 8.3. Много аистов, много младенцев

Рождается много младенцев

Высокая численность населения

Строится много зданий



заны с будущими движениями рынка, но только потому, что сами они определяются текущей ситуацией на рынке.

Ошибка изменчивости

Корреляции, о которых сообщается в литературе о рынках, часто не принимают во внимание значимые изменения сущности одной из переменных. Хелен Уокер, профессор ста- тистики из Университета Колумбии, приводит такой при-мер псевдокорреляции, чтобы проиллюстрировать эту проблему. Молодых женщин учат ходить, как модели , т. е. ставить ступни по одной линии, поскольку при такой походке женщины соблазнительно покачивают бедрами. Пожилые женщины, меньше озабоченные тем, чтобы выглядеть привлекательно, ставят ступни шире и не пытаются идти по одной линии . Вряд ли более старший возраст - это следствие походки. Более вероятна гипотеза, что с возрастом женщины при ходьбе расставляют ступни шире, но при этом игнорируется еще одно существенное объяснение. Сегодняшних пожилых женщин в детстве учили такой походке, когда носки разворачиваются наружу, а теперь девочек учат ставить ступни параллельно. Поэтому вывод о том, что походка меняется с возрастом, не вполне верен.

Исследования, в которых продолжительность жизни сопоставляется с профессией и основным занятием, особенно подвержены псевдокорреляциям. Стивен Стиглер в книге Statistics on the Table (Статистика на столе) приводит пример швейцарского исследования 1835 года, которое обнаружило, что ученые-естествоиспытатели в среднем доживали до 75 лет, в то время как средний возраст умерших студентов составил 21 год.

Все же подростку, размышляющему о том, какую профессию выбрать, когда он вырастет, стоит посоветовать обратить больше внимания на содержание профессии, а не на среднюю продолжительность жизни ее представителей, тем более что многие люди меняют профессию в течение своей жизни. В кон-



це концов большинство тех, кто был студентом, умирают отнюдь не студентами: если уж им удалось пережить этот опасный студенческий возраст , то они становятся естествоиспытателями, или скульпторами, или клерками...

Исследование продолжительности жизни дирижеров отлично иллюстрирует еш;е одну ошибку многих исследований влияния на продолжительность жизни профессии и образа жизни: часто игнорируется тот факт, что для получения целого ряда профессий нужно просто дожить до определенного возраста. В среднем дирижеры доживают до 74 лет, у поэтов же средняя продолжительность жизни значительно меньше, но это не значит, что будущие поэты могли бы прожить значительно дольше, если бы избрали профессию дирижера. Для того чтобы стать дирижером, нужна очень длительная профессиональная подготовка, и практически никому не удается стать дирижером раньше 35 лет. Те, кто умер в детстве, в юности или до 35 лет, так и не стали дирижерами. Если учесть эти данные, иллюзия долгожительства дирижеров рассеивается. Дело в том, что средняя продолжительность жизни всех мужчин, доживших до 35 лет, независимо от их профессии, - примерно 74 года, в точности такая же, как и у дирижеров.

Этот тип ошибки корреляционного анализа очень хорошо известен, но появляется вновь и вновь в исследованиях Уолл-стрит. Если используются данные только по выжившим на рынке компаниям, то часто делается вывод, что так называемые недооцененные акции - это отличные инвестиции. Более тщательный анализ показывает, однако, что эти результаты существенно искажены за счет отсеивания данных, не соответствующих гипотезе. Акции мелких компаний часто не анализируются, пока они не достигнут определенного размера, поэтому отбрасываются данные по многим быстро растущим компаниям. В то же время среди недооцененных компаний много таких, которые испытывают существенные финансовые трудности. Если они терпят банк-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 [ 100 ] 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180