Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Практика биржевых спекуляций 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180

Навешивание ярлыков, подобное тому, что использовалось в приведенном письме, - это типичный пропагандистский прием. Пропаганда побуждает людей совершать такие dvrd действия, которые приносят больше пользы пропаган- диету, чем этим людям - его аудитории. Классическая работа на эту тему The Fine Art of Propaganda (Тонкое искусство пропаганды)*, подготовленная Институтом анализа пропаганды и опубликованная в 1939 году, рассказывает о семи основных приемах пропаганды, которые используются для распространения ложной информации. Чтобы упростить изложение и сделать эти приемы понятными даже школьникам, авторы книги дали им броские и хорошо запоминающиеся названия: навешивание ярлыков , блистательная неопределенность , перенос , ссылка на авторитеты , игра в простонародность , подтасовка и фургон с оркестром **.

Вот примеры того, как каждый из этих приемов используется при распространении ложной информации о взаимозависимости прибылей, соотношения Р/Е и поведения рынка.

Навешивание ярльпсов: Только безрассудные быки могут покупать акции по таким ценам .

Блистательная неопределенность: Если на рынке такие космические значения Р/Е, на нем ничего не заработаешь .

Перенос (может использовать название, имя, символ): Пока Р/Е не упадут до уровня, обозначенного Грэмом и Доддом, мы предсказываем, что индекс Доу будет держаться на уровне 100 .

Ссылка на авторитеты: Самый старший и мудрый из инвесторов, которых я знаю, ждет, пока Р/Е не упадет еще на 50%, и только тогда он задумается о покупке акций .

* Alfred McClung Lee and Elizabeth Briant. The Fine Art of propaganda; A Study of Father Coughlins Speech. - New York: Harcourt, Brace and Company, 1939. Expended edition published 1971 by Octagon books. Excerpts available at: http: www.mapinc.org/propaganda/propaganda/ fineart.html.

** В оригинале паше-calling , glittering generality*, transfer , testimonial , plaLn folks , card stacking*, bandwagon . - Прим. пер.



Играв простонародность: Я, конечно, не эксперт, но в последний раз уровень Р/Е был таким высоким, а дивиденды такими низкими в конце 1928 года .

Подтасовка: Значение Р/Е было выше 20 в начале 1929 года, и цены акций упали на 40% в следующие два года . (Не упоминается, что Р/Е было на точно таком же уровне в начале 1950-х, когда в следующие два года цена акций поднялась на 40%.)

Фургон с оркестром: Никто из управляющих хедж-фондов на конференции в Бар-Харбор и полслова не скажет о высоких значениях Р/Е .

Насколько часто распространяется дезинформация о взаимосвязи прибылей компаний и доходности рынка? Миллионы статей заполнены различными вариантами ложных представлений о том, что чем выше прибыли компаний, тем выше доходность инвестиций в фондовый рынок. Мы провели поиск в Интернете с помощью google.com и нашли 2,7 млн статей, содержавших словосочетание рынок акций США и около 1,3 млн статей, в которых также были сочетания слов прибыли компаний или эффективность рынка . В 323 ООО статей также содержалось слово оптимизм или его синонимы. А около 75 ООО статей одновременно использовали слова прибыли компаний и эффективность рынка , а также слово пессимизм или его синоним. Конечно, некоторые из них могли не иметь отношения к нашей теме, но можно прикинуть, что примерно половина статей, в которых встречались слова прибыли и рынок , содержали ложь.

Почему такие представления устойчивы?

Несмотря на любые пропагандистские приемы, у здравомыслящих людей есть средство, которое дает возможность отличить правду от лжи. И, надо сказать, обычно такие люди преуспевают. В той сфере, о которой мы ведем речь, ситуация бо-



лее сложная, и наиболее очевидные вещи - то, что бросается в глаза большинству инвесторов, - это связь коэффициентов Р/Е и доходностей различных конкретных акций. Инвесторам кажется, что, если у тех компаний, акциями ко-1 торых они владеют, падают доходы, они (инвесторы) понесут убыткии, и наоборот, если доходы высокие, они получат прибыль. Это так и есть. Но этот вывод нельзя применить ко всему рынку.

Такое обобщение неверно, потому что в его основе лежат три логические ошибки: ошибка композиции, ошибка агрегации и экологическая ошибка.

Ошибку композиции демонстрирует такая последовательность рассуждений:

Если мне лучше видно, что происходит на сцене, когда я встаю со своего кресла, то, если бы все стояли, а не сидели, всем было бы лучше видно .

Фил и Мэри отличные певцы. Они составят замечательный дуэт .

Тот, кому вручают золотую медаль, - счастлив. Если бы всем участникам соревнований выдали по золотой медали, все были бы счастливы .

Когда речь идет о мышлении инвесторов, этот тип ошибки проявляется в том, что люди путают два типа знаний: то, что они знают об отдельных конкретных акциях, и знания, относящиеся ко всему рынку в целом. Они рассуждают так: Если высокие прибыли по моим акциям - это хорошо, а низкие - плохо, то это относится и ко всему рынку в целом. Если прибыли в целом высоки, это бычий рынок, а если низки - медвежий.

Ошибка агрегации заключается в предположении, что заключения, верные для явлений мелкого масштаба, будут так же верны и для крупномасштабных явлений. Для иллюстрации часто приводят такой пример: неверно утверждать, что мужчина ростом 180 см никогда не сможет утонуть в пруду.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180