![]() |
![]() |
|
Факторинг Практика биржевых спекуляций Навешивание ярлыков, подобное тому, что использовалось в приведенном письме, - это типичный пропагандистский прием. Пропаганда побуждает людей совершать такие dvrd действия, которые приносят больше пользы пропаган- диету, чем этим людям - его аудитории. Классическая работа на эту тему The Fine Art of Propaganda (Тонкое искусство пропаганды)*, подготовленная Институтом анализа пропаганды и опубликованная в 1939 году, рассказывает о семи основных приемах пропаганды, которые используются для распространения ложной информации. Чтобы упростить изложение и сделать эти приемы понятными даже школьникам, авторы книги дали им броские и хорошо запоминающиеся названия: навешивание ярлыков , блистательная неопределенность , перенос , ссылка на авторитеты , игра в простонародность , подтасовка и фургон с оркестром **. Вот примеры того, как каждый из этих приемов используется при распространении ложной информации о взаимозависимости прибылей, соотношения Р/Е и поведения рынка. Навешивание ярльпсов: Только безрассудные быки могут покупать акции по таким ценам . Блистательная неопределенность: Если на рынке такие космические значения Р/Е, на нем ничего не заработаешь . Перенос (может использовать название, имя, символ): Пока Р/Е не упадут до уровня, обозначенного Грэмом и Доддом, мы предсказываем, что индекс Доу будет держаться на уровне 100 . Ссылка на авторитеты: Самый старший и мудрый из инвесторов, которых я знаю, ждет, пока Р/Е не упадет еще на 50%, и только тогда он задумается о покупке акций . * Alfred McClung Lee and Elizabeth Briant. The Fine Art of propaganda; A Study of Father Coughlins Speech. - New York: Harcourt, Brace and Company, 1939. Expended edition published 1971 by Octagon books. Excerpts available at: http: www.mapinc.org/propaganda/propaganda/ fineart.html. ** В оригинале паше-calling , glittering generality*, transfer , testimonial , plaLn folks , card stacking*, bandwagon . - Прим. пер. Играв простонародность: Я, конечно, не эксперт, но в последний раз уровень Р/Е был таким высоким, а дивиденды такими низкими в конце 1928 года . Подтасовка: Значение Р/Е было выше 20 в начале 1929 года, и цены акций упали на 40% в следующие два года . (Не упоминается, что Р/Е было на точно таком же уровне в начале 1950-х, когда в следующие два года цена акций поднялась на 40%.) Фургон с оркестром: Никто из управляющих хедж-фондов на конференции в Бар-Харбор и полслова не скажет о высоких значениях Р/Е . Насколько часто распространяется дезинформация о взаимосвязи прибылей компаний и доходности рынка? Миллионы статей заполнены различными вариантами ложных представлений о том, что чем выше прибыли компаний, тем выше доходность инвестиций в фондовый рынок. Мы провели поиск в Интернете с помощью google.com и нашли 2,7 млн статей, содержавших словосочетание рынок акций США и около 1,3 млн статей, в которых также были сочетания слов прибыли компаний или эффективность рынка . В 323 ООО статей также содержалось слово оптимизм или его синонимы. А около 75 ООО статей одновременно использовали слова прибыли компаний и эффективность рынка , а также слово пессимизм или его синоним. Конечно, некоторые из них могли не иметь отношения к нашей теме, но можно прикинуть, что примерно половина статей, в которых встречались слова прибыли и рынок , содержали ложь. Почему такие представления устойчивы? Несмотря на любые пропагандистские приемы, у здравомыслящих людей есть средство, которое дает возможность отличить правду от лжи. И, надо сказать, обычно такие люди преуспевают. В той сфере, о которой мы ведем речь, ситуация бо- лее сложная, и наиболее очевидные вещи - то, что бросается в глаза большинству инвесторов, - это связь коэффициентов Р/Е и доходностей различных конкретных акций. Инвесторам кажется, что, если у тех компаний, акциями ко-1 торых они владеют, падают доходы, они (инвесторы) понесут убыткии, и наоборот, если доходы высокие, они получат прибыль. Это так и есть. Но этот вывод нельзя применить ко всему рынку. Такое обобщение неверно, потому что в его основе лежат три логические ошибки: ошибка композиции, ошибка агрегации и экологическая ошибка. Ошибку композиции демонстрирует такая последовательность рассуждений: Если мне лучше видно, что происходит на сцене, когда я встаю со своего кресла, то, если бы все стояли, а не сидели, всем было бы лучше видно . Фил и Мэри отличные певцы. Они составят замечательный дуэт . Тот, кому вручают золотую медаль, - счастлив. Если бы всем участникам соревнований выдали по золотой медали, все были бы счастливы . Когда речь идет о мышлении инвесторов, этот тип ошибки проявляется в том, что люди путают два типа знаний: то, что они знают об отдельных конкретных акциях, и знания, относящиеся ко всему рынку в целом. Они рассуждают так: Если высокие прибыли по моим акциям - это хорошо, а низкие - плохо, то это относится и ко всему рынку в целом. Если прибыли в целом высоки, это бычий рынок, а если низки - медвежий. Ошибка агрегации заключается в предположении, что заключения, верные для явлений мелкого масштаба, будут так же верны и для крупномасштабных явлений. Для иллюстрации часто приводят такой пример: неверно утверждать, что мужчина ростом 180 см никогда не сможет утонуть в пруду.
|