Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Практика биржевых спекуляций 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180

* Gamblers bias (ошибка азартных игроков) - это ожидание того, что если, например, при игре в рулетку или в кости какое-то число долго не выпадало, то оно вот-вот должно выпасть. На самом деле, с точки зрения теории вероятностей, исход каждого следующего броска абсолютно случаен и никак не зависит от результатов предыдущих бросков. Representation bias (ощибка представительности) - это убежденность, что какая-то тенденция (или тренд) продолжится, потому что началась полоса везения/невезения, хотя на самом деле все происходит случайно и никакой закономерности нет. - Прим. пер.

** Эвристиками в психологии называют простые правила, которые люди применяют, чтобы принять рещения, не имея достаточной информации. Например, убежденность в том, что толстая книга - это умная книга - это эвристика объема. Эвристики иногда работают , а порой приводят к ошибкам. - Прим. пер.

*** Daniel Kahneman, Paul Slovic, and Amos Tversky. Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 1982.

ошибкой представительности (representation bias)*. На самом деле акции Johnson and Johnson падали 10 недель подряд. Но такого рода пример - это просто отдельный факт, который отнюдь не подтверждает точку зрения приверженцев суш,е-ствования трендов. Как писали в своей классической книге Judgment Under Uncertainty: Heuristics and Biases (Суждения в ситуации неопределенности: эвристики** и ошибки)*** психологи Даниэль Канеман, Пол Словиц и Амос Тверски, распространенная склонность оценивать вероятность события на основе того, насколько легко оно припоминается, ведет к разнообразным ошибочным суждениям и заключениям. Примером может служить оценка вероятности инфаркта у людей среднего возраста на основе припоминания того, что происходило с вашими знакомыми этого возраста. Вряд ли кто-то серьезно отнесется к подобным медицинским заключениям, но, когда люди рассуждают о рынке, они часто используют такую логику.

Для того чтобы доказать это утверждение, недостаточно данных о больших фармацевтических компаниях, потому что таких компаний слишком мало. Поэтому мы провели исследование динамики акций 10 крупнейших компаний, входяш;их в индекс NASDAQ, и 10 крупнейших компаний, входящих в



Таблица 3.4. Полосы роста/падения цен акций: изменение цены акций в последнюю неделю месяца в зависимости от изменений в первые три недели месяца

Неделя 1 Неделя 2 Неделя 3 Количество Средний рост/

наблюдений снижение в 4-ю неделю, %

Росли

Росли

Росли

-Ы,6

Росли

Росли

Падали

+0,6

Росли

Падали

Росли

+0,6

Росли

Падали

Падали

+ 1,3

Падали

Росли

Росли

-1,3

Падали

Росли

Падали

+2,8

Падали

Падали

Росли

-1,4

Падали

Падали

Падали

-0,8

индекс S&P 500 по показателю рыночной капитализации. Поскольку корпорации Intel и Microsoft были и в том, и в другом списке, мы анализировали данные по 18 компаниям: это недельные колебания цен с мая 1997 года по май 2002 года. Чтобы упростить тест и обеспечить однородность результатов, мы учитывали знак динамики (рост или спад цены) для акций каждой компании в каждую из первых трех недель месяца. В итоге выделили восемь типов ситуаций, приведенных в табл. 3.4. А потом проанализировали то, что происходило с акциями в последнюю неделю месяца. Средний рост/снижение и данные о количестве наблюдений представлены в табл. 3.4.

Можно сделать вывод, что акции, которые поднимались в первые три недели месяца, растут и в последнюю неделю и, наоборот, акции, цена которых падала три недели подряд, будут падать и в последнюю неделю. Таким образом, цена акций, повышавшихся в первые три недели, в последнюю неделю возрастет в среднем еш;е на 1,6%. Цена же акций, падавших в первые три недели, к концу месяца упадет еш;е на 1,4%. Самой удивительной оказалась динамика акций, которые вели



себя в первые три недели подобно маятнику, то повышаясь, то падая. Акции, которые падали в первую неделю, поднимались во вторую и снова падали в третью, в последнюю неделю дорожали на 2,8%.

Можно классифицировать восемь указанных выше групп акций в зависимости от того, была ли их динамика в первые три недели месяца последовательной или изменения были разнонаправленными. В каждой из групп и во всей выборке из 1047 наблюдений обнаруживается высокая вариативность. Средняя вариативность по всей выборке в последнюю четвертую неделю - 10%. Очевидно, что влияние случайного компонента велико.

Однако, если обобщить все наши вычисления и модели, можно сделать вывод, что рост доходности на 2,8% тех компаний, акции которых колебались в первые три недели вверх и вниз, нельзя приписать чисто случайным факторам. Случайная вероятность такого события примерно 1:20.

Напротив, для тех компаний, акции которых вели себя последовательно, повышаясь или понижаясь в цене все три первые недели, тенденция хотя и заметна, но не так достоверна - случайная вероятность такого события примерно 1:10.

Если обобщить все приведенные данные, можно утверждать, что убедительных доказательств существования устойчивых тенденций динамики рынка, которые подтверждали бы точку зрения сторонников теории тренда , не обнаружено. И академические исследования, и практические данные показывают, что тенденция возврата к среднему характерна для периодов любой продолжительности и для динамики как индивидуальных акций, так и средних, и индексов - словом, ее обнаруживают все данные, которые можно подвергнуть научному анализу. Отсюда наш вывод: модель поведения американского фондового рынка - это маятник, а не последовательный тренд или полоса .



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180