Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Практика биржевых спекуляций 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180

Из 15 тестов только четыре дали результаты, не противоречащие прогнозу на основе интерпретации японских свечей. Но из этих четырех тестов ни один не достиг уровня статистической значимости 1 к 20, т.е. результаты могли быть просто случайными. Таким образом, наши тесты не подтвердили обоснованность прогноза на основе японских свечей.

Но, может быть, мы переборщили с научными методами? Может быть, есть люди, обладающие выдающимися способностями интуитивно интерпретировать такие технические фигуры? Технический анализ в такой же мере искусство, как и наука - вот заклинание, которое любят повторять в трудную минуту его приверженцы. Нет сомнений, есть много аналитиков и практиков, которые лучше работают с визуальными, а не числовыми моделями. Например, шахматисты часто видят зависимости, которые помогают им найти сильнейший ход, позволяющий выиграть партию, но не могут объяснить, как им это удается. Аналогичным образом архитекторы, инженеры, художники часто могут взглянуть на пейзаж и обнаружить соотношения, которые им трудно определить и выразить словами, не говоря уже о квантификации этих соотношений - переводе в количественные закономерности.

Большая проблема такого способа рассуждений заключается в том, что люди часто склонны к ошибке обоснованности (validity bias). Другими словами, они считают свои суждения гораздо более обоснованными, чем это есть в действительности. Люди часто полагают, что существует закономерность в последовательности событий, когда на самом деле ее нет, и эта иллюзия приводит к многочисленным ошибкам в заключениях по разным вопросам и в принятии решений как в анализе рынка, так и в обыденной жизни. Люди склонны давать необоснованно уверенные предсказания, которые соответствуют распространенным стереотипам, обращая мало внимания или вовсе не обращая внимания на обстоятельства, снижающие точность прогноза , как писали Канеман и Тверски в своей



книге Judgment under Uncertainty (Заключения в неопределенной ситуации). Они с упорством стоят на своем, даже если знают, что информация, на которой основан прогноз, неполна, ненадежна или устарела.

Но если не обращать внимания на психологические ошибки, которые влияют на интерпретацию свечных и других графиков, обычному инвестору не очень-то будет полезен рассказ о том, что некоторые люди обладают талантом визуализации закономерностей , но, к несчастью, никак не могут объяснить другим, на чем основаны их заключения и интерпретации. Ведь у инвестора нет возможности освоить этот метод и воспользоваться им. А если он решит просто подражать великому визуализатору , то не сможет быть уверен, что дар вдруг не покинет провидца , что тот будет по-прежнему давать правильные предсказания в изменившихся условиях.

К несчастью, проповедники технического анализа ничего не говорят о том, какой временной интервал нужно использовать для поиска закономерностей. Как отметил наш друг Шуи Мицуда, великий философ рынка, работающий в японской брокерской фирме: Если поменять размерность переменных на графике (продолжительность, диапазон цен), то он часто показывает совершенно другую фигуру. Если оценивать данные за последний год, то акции Sony выглядят очень привлекательно, если же принять во внимание последние десять лет - они приводят меня в ужас, а если ограничиться последним месяцем - я даже и не знаю, что сказать . Беда в том, что это очень характерная черта технических индикаторов и без надежных ориентиров для решения данной проблемы очень легко запутаться.

Но еще более серьезные проблемы с использованием свечей при игре на бирже связаны с постоянно меняющимися циклами и обманными тактическими приемами на фондовом рынке.



Нагго Von Senger. The Book of Stratagems. - New York: Viking/Penguin, 1991.

Наш друг Гленн Эсковедо, шахматный гроссмейстер, работающий брокером в солидной фирме на Уолл-стрит, прислал нам одну из самых популярных в Китае книг The Book of Stratagems (Книгу стратегем )* Харро фон Сенгера, чтобы мы могли лучше разобраться в тонкостях японского технического анализа. В книге описаны многочисленные примеры обманных тактических приемов, использовавшихся в Китае с глубокой древности, два из которых мы здесь приводим.

1. Обмануть императора и пересечь море. Император Тай-цонг прибыл на берег Желтого моря с армией из 300 ООО солдат, готовясь дать битву в Когурё, но впал в отчаяние и утратил мужество. Он обратился к своим военачальникам за советом. Испугавшись, что император прикажет прекратить военную кампанию, советники велели построить корабль, замаскированный под дом богатого купца. Они заманили императора на корабль и отплыли в море. Когда канделябры на столе стали раскачиваться, император приказал раздвинуть шторы. Где мы? - закричал он. Но поставленный перед свершившимся фактом, вновь обрел решимость, смело отправился на битву и победил.

2. Пррггворяйся, что занят ремонтом дорог, и тайно двигайся к Ченцангу. В 206 году до н. э. военачальник Лю Банг отступил в Ханжонг, спасаясь от смертельного врага. Для того чтобы защититься от внезапного нападения, он сжег деревянные мосты и переходы через горные пропасти. Позже он вновь собрал силы и начал готовиться к новой кампании в Ченцанге. Для того чтобы обмануть противников, он приказал небольшой группе своих солдат начать ремонт мостов. Командир гарнизона в Ченцанге расхохотался, узнав об этом, поскольку считал, что на эту работу уйдут годы. Но пока он смеялся, войска Лю Банга скрытно



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180