Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Практика биржевых спекуляций 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 [ 78 ] 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180

Сразу можем сказать, что наше исследование, посвященное тем, кто получил награду Человек года журнала Time, присуждавшуюся с 1926 года, подтверждает гипотезу об обреченности высокомерных . Первой компанией, лидер которой получил эту награду в 1928 году, был Chrysler. На следующий год журнал Time отметил Оуэна Янга, президента корпорации General Electric. Обе компании за последующие два года после публикации потеряли более 70% своей рыночной стоимости. Самым последним топ-менеджером, получившим эту награду 27 декабря 1999 года, был Джеффри Безос, основатель Amazon.com. Акции этой компании, торгующей книгами и компакт-дисками через Интернет, через год упали на 80%.

Похоже, что лидеры компаний могут попасть на обложку журнала только в периоды бычьего рынка. Это удалось Хар-лоу Херберту Кертису, президенту General Motors, в 1955 году, Теду Тернеру, основателю CNN, в 1991 году и Энди Гроуву, президенту и генеральному директору Intel, в 1997 году. В среднем показатели шести компаний, лидеры которых получили награду, в следующие два года снизились на 10%, в то время как индекс S&P 500 в те же годы в среднем вырос на 20%.

Поскольку BusinessWeek и Time дают слишком мало наблюдений, чтобы сделать статистически достоверные выводы, мы также исследовали каждую компанию, анонс о которой появлялся на обложке Forbes с 1997 по 2001 год. Результаты продемонстрировали, что эти компании в следующий после публикации месяц показывают результаты на 5% худшие, чем в среднем по рынку, а в последующие пять месяцев - средние. Снижение результатов в первый месяц после публикации статистически достоверно, так как вероятность того, что это происходит случайно, ниже 1 к 20.

Тревожный индикатор - стадионы, названные в честь корпораций

Если речь заходит о корпоративных эксцессах, люди сразу вспоминают о стадионах, названных в честь компаний. Пос-



Jeffrey Tomicli. Enron to Sell Ballpark Naming Rights for $2.1 MiUion Bloomberg News, February 27, 2002.

Stadium Jinx: What to Call Enron Field? Enron Folds, Maybe Wall Street Journal, December 4, 2001.

ледний яркий пример подобного рода произошел 27 февраля 2002 года, когда корпорация Enron после объявления о своем банкротстве была вынуждена продать за 2,1 млн долл. свои права на название стадиона Enron Field компании Houston Astros, не пожелавшей продлить контракт, по которому могла за 27 лет получить от Enron 100 млн долл. Епгоп обанкротился и причинил очень много боли своим работникам и людям, которые вели с ним бизнес, - объяснял своей решение владелец компании Astros и одноименной футбольной команды Дрэйтон Маьслэйн во время пресс-конференции. - Название этой компании теперь не вызывает положительных ассоциаций *.

Несчастья, связанные с присвоением стадионам имени компании, отметили не только мы. The Wall Street Journal под впечатлением от разворачивающегося вокруг корпорации Enron скандала напечатал в декабре 2001 года большую статью о фатальной закономерности. Она проявляется в том, что компании, назвавшие стадионы своим именем, вскоре после этого или становятся банкротами, или испытывают существенные финансовые трудности, или их рыночная стоимость резко снижается. Из-за проклятья стадионов корпорации Enron, TWA, PSINet и Fruit of the Loom обанкротились, a корпорации CMGI Inc., Savvis Communications, 3Com и Consec хотя и выжили, но потеряли довольно много - их рыночная стоимость снизилась на 85-92%**.

Крис Айсодор, спортивный обозреватель CNN/Money, рассчитал индекс стоимости акций Спонсоров Стадионов после банкротства корпорации Enron. Этот индекс включает 50 компаний, акции которых котируются на бирже, заплативших за то, чтобы стадионы были переименованы в их честь.



В скобках указано название команды, которая играет на этом стадионе.

James Р. Cramer, ed. Almanac of Architecture and Design. - Norcross, GA: Green-way Consulting, 2002.

За 52 недели, предшествующие 30 ноября 2001 года, индекс Спонсоров Стадионов снизился на 19% -на 7% больше, чем индекс S&P 500 за тот же период.

Корпорации болеют той же болезнью, что и инвесторы. Когда они преуспевают, то пытаются дотянуться до солнца . Затея со стадионами - это не только пример неоправданных расходов, которые никак не связаны с основной деятельностью компании. Это сигнал хвастовства и чрезмерной гордыни, а в результате - потеря концентрации.

К сожалению, все исследования проблемы стадионов, которые мы знаем, построены на отдельных примерах. Списки стадионов и компаний-спонсоров неполны, ис-точники информации не приводятся, а те примеры, когда дела компаний после переименования стадионов в их честь идут хорошо, просто игнорируются. Корпорации Qualcomm (San Diego Padres*), General Motors (Vancouver Canucks), PepsiCo (Denver Nuggets), Compaq Computer (Houston Rockets) все спонсируют стадионы, переименованные в их честь, и чувствуют себя совсем неплохо.

Мы провели систематическое исследование проклятия стадионов . В Almanac of Architecture & Design есть данные обо всех бейсбольных, футбольных, хоккейных и баскетбольных стадионах высших профессиональных лиг, включая стоимость, вместимость, архитектурные осо-бенности и дату открытия*. На веб-сайтах компаний мы нашли даты переименования стадионов в их честь. А потом составили таблицу табл. 5.4), в которую была включена 31 компания и представлены данные о ее финансовых результатах за три года после даты переименования стадиона. Результаты расчетов показали, что в год переименования и на следующий год эти компании показывали существенно бо-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 [ 78 ] 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180