Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Практика биржевых спекуляций 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 [ 80 ] 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180

галтерских книг строка за строкой (pooling of interest) при слиянии компаний. (Без права использовать этот метод компании будут вынуждены амортизировать стоимость некоторых нематериальных активов приобретенной компании, таких как goodwill, т.е. имидж или репутация, что уменьшит их прибыли).

Сегодня, когда инвесторы стали уделять больше внимания методам бухгалтерского учета, нам было очень интересно исследовать и сравнить статистические профили двух ти-пов корпораций: активных (серийных) и сдержан-ных покупателей. Может ли склонность к частым покупкам других компаний быть признаком высокомерия и ложной уверенности в способности управлять любым видом бизнеса? А те, кто редко покупает? Чем объясняется их тактика: тем ли, что они уверены в своей способности успешно вести бизнес без дополнительных приобретений, используя внутренние ресурсы, или чем-то другим? К несчастью, такие гипотезы трудно проверить. Поэтому мы начали со скромного предварительного исследования влияния приобретений на динамику цен акций корпораций-покупателей.

Начиная с 1998 года мы посчитали для компаний, входящих в S&P 100, количество покупок других компаний в течение четырех лет (до 2001 года). Для удобства сравнения мы разделили все компании на три группы: 15 компаний, сделавших больше всех приобретений; компании, которые сделали только одну покупку; компании, не сделавшие ни одной покупки. Мы также включили данные по динамике цен акций этих компаний с 1 января 2002 года по 12 июля 2002 года. Результаты представлены в табл. 5.5.

Как показывает эта таблица, активные покупатели уступают сдержанным на 19,1%, они уступают также и компаниям S&P 100 на 12,8%. Сдержанные покупатели показали результаты на 6,8% лучше, чем S&P 100.

Желание объединиться с другой компанией или купить ее может быть и обоснованным, и нерациональным. Каждый случай следует анализировать отдельно. Однако, если такая сдел-



ка состоялась в последние четыре года, это негативно отражалось на финансовых результатах корпорации в 2002 году.

Наш опыт, приобретенный в самых различных ситуациях, связанных с объединением и покупками компаний (Вик, например, основал и 25 лет руководил очень активной брокерской компанией, занимавшейся корпоративными объединениями и покупками), подсказывает, что на определенных типах рынков у компании-покупателя возникает искушение преувеличить свои прибыли. Если правда о таких манипуляциях всплывает, это приводит к обесцениванию акций компании-покупателя.

Манипуляции с бухгалтерскими отчетами

у нас нет информации о честности бухгалтерской отчетности компаний, фигурирующих в сегодняшних новостях, но, в общем, мы можем отметить, что большинство махинаций связано с активами, которые показаны в бухгалтерских отчетах приобретенных компаний. Если купленная компания приобрела эти активы много лет назад или если цена активов гораздо выше, чем стоимость их приобретения (что весьма вероятно), у компании-покупателя есть отличная возможность продать эти активы по рыночной цене и показать существенную прибыль.

Второе искушение - возможность увеличения прибылей компании-покупателя в результате покупки. Если акции компании продаются по цене в 20 раз выше, чем прибыль на одну акцию, и она покупает другую компанию, у которой это отношение равно 10, то прибыль компании-покупателя немедленно поднимется на величину, которую можно подсчитать на основе количества акций и их прибыльности.

Третья возможность для искажения отчетов - это завышение или занижение балансовой стоимости определенных активов так, как это выгодно компании. Распространенной практикой является преувеличение goodwill - затрат на покупку нематериальных активов приобретенной компании для уменьшения налогов или занижение обязательств по пен-



Таблица 5.5. Расплата за приобретение других компаний: покупки 1998-2001 годов и динамика финансовых показателей с 1 января но 12 июля 2002 года

Компании

Идентификатор

Количество покупок

Изменение,

15 наиболее активно покупавших корпораций

General Electric

-28,6

Tyco

-76,7

Clear Channel Communications

-33,9

Citigroup

-79,6

AOL Time Warner

-59,1

United Technologies

General Motors

-4,1

American International Group

Microsoft

MSFT

-21,7

WeUs Fargo

-13,6

Cisco Systems

CSCO

-62,4

Ford Motor

-19,8

Intel

INTO

-40,2

J.P. Morgan

-16,9

Средний % дохода

-33,8

Компании, сделавшие одну покупку

Bank of America

Black & Decker

13,9

-36,4

Harrahs Entertainment

19,1

International Paper

May Department Stores

-18,2

Medtronic

-24,5

Medimmune

MEDI

-47,7

Merck

-22,5

Oracle

ORCL

-29,9

Pfizer

-19,2

Pharmacia

-23,6

RadioShack

-11,1

Sears

-2,4

SBC Communications

-24,3

The Southern Co.

-0,2



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 [ 80 ] 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180