Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Приведенная стоимость 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 [ 156 ] 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355

т. е. они требуют более высокой обещанной процентной ставки. Это снижает возможные доходы акционеров и снижает приведенную рыночную стоимость их акций.

Реальные издержки банкротства

Издержки банкротства можно подсчитать быстро. Журнал Aviation Week and Space Technolodgy сообщил в 1984 г., что судебные издержки и оплата специалистов при банкротстве Braniff International СофогаНоп составили 12 млн дол.; в случае банкротства компании Continental Airlines судебные издержки достигали примерно 2 млн дол. в мecяц Несмотря на внущительные цифры, издержки не составили сколько-нибудь значительную долю в стоимости активов этих авиакомпаний. Например, в 1984 г один самолет Боинг-747 стоил 95 млн дол.

Дж.Б. Уорнер привел данные о судебных и административных издержках банкротства 11 железных дорог . Средняя величина издержек за много лет составила примерно 2 млн дол. (В среднем потребовалось 13 лет, чтобы железные дороги были реорганизованы и избавились от судебных разбирательств по банкротству У одной железнодорожной компании это заняло 23 года.)

2 млн дол. - не маленькие расходы. Но в среднем на долю издержек приходилось лищь 5,3% оцененной непосредственно перед банкротством общей рыночной стоимости облигаций и акций железнодорожных компаний. А по отнощению к рыночной стоимости за 5 лет до банкротства, когда фирмы находились в лучщем положении, эти издержки составили лищь 1,4%. Это очень небольшая величина. Предположим, что вы являетесь финансовым менеджером железнодорожной компании, имеющей 20%-ную вероятность стать банкротом в течение 5 лет*. Используя результаты Уорнера, вы следующим образом приблизительно вычислите приведенную стоимость издержек банкротства:

Ожидаемые издержки

вероятность банкротства

издержки банкротства как доля текущей рыночной стоимости фирмы

= 0,2x0,014 (стоимости фирмы)= 0,0028 (стоимости фирмы). Дисконтируем эту величину на 5 лет назад, скажем, по ставке 8%: Приведенная стоимость издержек банкротства=

0,0028

- у (стоимости фирмы) = 0,0019 (стоимости фирмы).

Просто. Конечно, данные Уорнера относятся только к железным дорогам. Судебные и административные издержки могут составить ббльщую долю стоимости фирмы, например для некоторых промышленных фирм.

2 Aviation Week and Space Technolodgy 1984. April 23. R35.

3 J.B. Women. Bankruptcy Costs: Some Evidence Journal of Finance. 26: 337-348. May 1977.

Инвесторы не могли бы предсказать банкротство железной дороги за 5 лет до того, как оно произошло. Мы имеем в виду, что у железнодорожных компаний, подобных тем, что рассматривал Уорнер, была 20%-ная вероятность стать банкротом в течение 5 лет Это одно лишь предположение, но оно подходит для наших целей не хуже любого другого.

Издержки банкротства, вероятно, окажутся выше для небольших фирм; банкротствам, как и многим другим экономическим процессам, присуш эффект масштаба, т. е. экономия, обусловленная масштабами деятельности.



Прямые издержки банкротства в сравнении с косвенными

До сих пор мы обсуждали прямые (т е. судебные и административные) издержки банкротства. Но сушествуют и косвенные издержки, которые практически невозможно оценить. И все же мы приведем реальные доказательства их значимости.

Косвенные издержки отражают трудности функционирования железнодорожной - или любой другой - компании, пока она находилась в положении банкрота. Усилия руководства фирмы предотвратить дальнейшее падение бизнеса часто подрываются проволочками и путаницей в законодательстве о банкротстве.

Фирма Репп Central Railroad разорилась в июне 1970 г Четыре года спустя, когда дело о банкротстве подходило к концу, еженедельник Business Week опубликовал статью под названием Почему Репп Central развалилась на части . Вот несколько выдержек.

Преследуемая разгневанными кредиторами - некоторые из которых даже хотят ее закрытия, чтобы вернуть свои деньги, - железная дорога вынуждена продолжать функционировать в то время, когда она едва держится без вливания крупных сумм, необходимых для перестройки ее мощностей. Однако эти суммы недосягаемы до тех пор, пока не станет ясно, что железная дорога может быть реорганизована.

Репп Central могла бы добыть деньги, продав некоторые из своих активов, но ее кредиторы, естественно, бьши против этого.

...Из-за недостатка денег возникло множество других проблем. Для каждого в Репп Central мучительно осознавать, что существует огромный источник капитала, к которому невозможно прикоснуться. Например, почти половина заброшенных шахт Allegheny Mountaine забита старыми машинами Репп Central, которые можно превратить в лом. При сегодняшних ценах на лом они представляют собой потешщальную золотую жилу Но кредиторы не позволят превратить эти активы в деньги, которые были бы реинвестированы в имущество, так как имущество день за днем приходит в негодность.

Кредиторы также заинтересованы в разумном использовании мощностей.

И проблемы кредиторов на этом не заканчиваются. Между Индианаполисом и Терр-Хот проложены две двухколейные высокоскоростные железнодорожные линии - Пенсильванская и Нью-Йоркская центральная, - отстояище друг от друга не более чем на три мили. После слияния большая часть перевозок приходилась на старую Нью-Йоркскую, а на втором пути Пенсильванской линии велись восстановительные работы. ТЫ не менее на старой Пенсильванской линии имеется 11 миль двойных путей, находящихся в идеальном состоянии, которые выдерживают нагрузку в 132 фунта. Они очень нужны старой Нью-Йоркской центральной, где двухстороннее сообщение и запущенное состояние линий сокращают скорость движения на большинстве участков до 10 миль в час.

Очевидно, что нужно использовать хорошие дороги Репп Central. К сожалению,

... дороги принадлежат филиалу Pennsy, который также находится в процессе реорганизации, и кредиторы не позволят передать активы филиалу Нью-Йоркской центральной, иначе как исключительно за живые деньги , которых, конечно, нет в наличии .

С особого разрешения перепечатано из: Business Week. 1974. 12 October McGraw-Hill., New York, NY 10020. All rights reserved.



Пятница Понедельник Количество Изменение

10 апреля 13 апреля Изменение акций стоимости

1987 г. 1987 г. (в млн) (в млн дол.)

Texaco 31,875 2850 - 3,375 242 - 817

Pennzoil 92,125 77,00 -15,125 41,5 - 628

Всего - 1445

Есть и другая причина. Кредиторы не всегда имеют абсолютный приоритет при банкротстве. Абсолютный приоритет означает, что кредиторам должны быть возмещены их инвестиции в полном объеме, до того как акционеры получат хоть цент Иногда проводятся такие реорганизации, которые дают каждому по чуть-чуть даже несмотря на то, что кредиторам не выплачены их деньги в полном объеме. Таким образом, кредиторы никогда не могут быть уверены в том, сколько они получат в случае банкротства.

Pennzoil заключила сделку о покупке Getty, когда Texaco предложила более высокую цену. В конце концов Texaco выиграла, но Pennzoil обратилась в суд, считая, что действия Texaco привели к разрыву договора, заключенного между Pennzoil и Getty Суд согласился с этим и обязал Texaco заплатить 11,1 млрд дол. После апелляции эта сумма была уменьшена, но тем не менее вместе с процентами понесенные убытки к апрелю 1987 г составляли 10,5 млрддол.

Мы не знаем, какова сумма прямых и косвенных издержек банкротства. Мы думаем, они составляют значительную величину особенно для крупных фирм, для которых судебные разбирательства могут быть долгими и запутанными. Возможно, лучшим доказательством этого служит нежелание кредиторов ускорять банкротство. В принципе для них было бы выгоднее как можно скорее прекратить агонию и завладеть активами. Вместо этого кредиторы часто предпочитают не видеть проблемы в надежде, что фирма переживет трудные времена. Они это делают отчасти для того, чтобы избежать издержек банкротства . Среди финансистов бытует поговорка: Займите 1000 дол., и вы получите банкира. Займите 10 ООО ООО дол., и вы получите партнера .

А вот совсем свежие сведения о прямых и косвенных издержках банкротства. 10 апреля 1987 г фирма Texaco объявила о банкротстве, удивив многих инвесторов и финансовых экспертов. Самым крупным ее кредитором была компания Pennzoil, которой Texaco задолжала 10,5 млрд дол. из-за убытков, понесенных в результате поглошения компанией Texaco в 1984 г компании Getty Oil*. Texaco вела переговоры с Pennzoil, пытаясь снизить стоимость ее претензий - которые Texaco оспаривала, - в обмен на немедленный денежный расчет Когда переговоры провалились, Texaco обратилась в суд по делам несостоятельных должников.

В таблице 18-4 показано, что цена акции Texaco упала с 31,875 дол. до 28,50 дол. после объявления о банкротстве, и совокупная стоимость ее акций уменьшилась на 817 млн дол. В то же время стоимость акций Pennzoil снизилась на 628 млн дол. Мы не знаем, что именно случилось с другими кредиторами Texaco, но стоимость их активов тоже не могла возрасти. Следовательно, банкротство снизило рыночную стоимость активов Texaco (и требований на них) по крайней мере на 817 + 628 = 1445 млн дол., те. приблизительно на 1,5 млрддол. Мы можем рассматривать эти потери как оценку фондовым рынком приведенной стоимости прямых и косвенных издержек банкротства Texaco.

ТАБЛИЦА 18-4

Когда Texaco объявила о своем банкротстве, цена ее акции упала на 3,375 дол. Крупнейшим кредитором Texaco была компания Pennzoil, цена ее акций тоже упала на 15,125 дол. за акцию. Совокупная рыночная стоимость акций обеих компаний снизилась на 1445 млн дол.

Цена акции (в дол.)



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 [ 156 ] 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355