Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Приведенная стоимость 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 [ 91 ] 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355

* Рента, которую вы получаете благодаря тому, что оборудование имеет для вас боль-щую ценность, чем для ващих конкурентов, называется прибылью потребителя. Если бы у компании Boeing была возможность продавать самолеты каждому потребителю по максимальной цене, которую он готов заплатить, ни одна авиалиния не могла бы ожидать получения прибыли потребителя за счет эксплуатации Боинга-757, и все выгоды получала бы компания Boeing.

Многие компании стремятся обнаружить важные, перспективные с точки зрения роста сферы в экономике и затем концентрируют свои инвестиции в этих областях. Но печальный конец производителей пузырьковых бластеров первого поколения показывает, как быстро существующие заводы могут устареть при изменении технологии. Хорошо принадлежать к растущей отрасли, если вы используете новую технологию, но растущие отрасли не дают пощады тем, кто медлит с внедрением технологий.

Вы можете надеяться на получение экономической ренты только в том случае, если располагаете некоторыми более высококачественными ресурсами, такими, как управленческий потенциал, торговые агенты, команда проектировщиков или условия производства. Поэтому прежде чем пытаться проникнуть в развивающиеся области, было бы лучше выявить относительные преимущества вашей фирмы и попытаться воспользоваться ими. К сожалению, фирма не получит сверхприбылей, если ей не удастся, помимо прочего, избежать оплаты полной стоимости высококачественных ресурсов. Например, Боинг-757 более эффективен в эксплуатации, чем самолеты старых образцов. Но это не означает, что авиалинии, на которых летают Боинги-757, могут ожидать прибыли выше обычных. Более высокая эффективность, вероятно, учитывается в цене, которую компания Boeing устанавливает на модель 757. Авиалиния получит сверхприбыль (т. е. экономическую ренту) только в том случае, если Боинг-757 имеет для нее большую ценность, чем для других .

Мы не хотим сказать, что не сушествует хороших инвестиционных возможностей. Например, такие возможности возникают благодаря прошлым инвестициям фирмы, которые позволяют ей с более низкими затратами осуществить расширение в будущем. Возможно, фирма способна увеличить объемы выпуска, просто запустив дополнительную производственную линию, в то время как ее конкурентам потребовалось бы строительство совершенно нового предприятия. В таких случаях вы должны принимать во внимание не только возможную рентабельность вашего выбора, но и время, когда его лучше осуществить

Марвин , кроме прочего, напомнила нам о взаимосвязи проектов, которую мы впервые обсуждали в главе 6. Когда вы оцениваете все приростные потоки денежных средств от проекта, вы не должны забывать о необходимости оценить влияние проекта на остальной бизнес. Внедряя новую технологию сразу, Марвин тем самым снизила стоимость ее уже существующего завода на 72 млн дол. Иногда убытки от существующих предприятий могут полностью перекрыть прибыли, получаемые за счет новой технологии. Вот почему мы иногда наблюдаем, как известные компании с передовыми технологиями сознательно не торопятся выпускать новую продукцию.

Отметим, что экономическая рента компании Марвин была равна разнице между ее затратами и затратами предельного производителя. Затраты предельного завода поколения 2001 г. складываются из производственных расходов и альтернативных издержек отказа от продажи оборудования. Следовательно, если бы ликвидационная (остаточная) стоимость оборудования 2001 г. была выше, на долю конкурентов Марвин приходились бы более высокие издержки и Марвин могла бы получать более высокую ренту. Мы рассматриваем ликвидационную стоимость как нечто данное, но она, в свою очередь, зависит от величины экономии на затратах, возникающей вследствие замены устаревшего оборудования по производству пузырьковых бластеров на некоторые другие активы. В хорошо функционирующей экономике активы



11-4. РЕЗЮМЕ

Полезно использовать метод приведенной стоимости, принимая инвестиционное решение, но это еще не все. Хорошие инвестиционные решения основываются и на разумных критериях, и на разумных прогнозах. В этой главе мы остановились на проблеме прогнозирования.

Проекты могут выглядеть привлекательными по двум причинам: 1) составитель проекта, возможно, допустил некоторые ошибки и погрешности и 2) компания может искренне надеяться на получение сверхприбылей от проекта. Поэтому квалифицированные менеджеры пытаются обеспечить перевес в свою пользу путем проникновения в области, в которых компания имеет конкурентные преимущества. Или, как бы мы сказали, квалифицированные менеджеры пытаются выявить проекты, которые принесут экономическую ренту .

Описанная нами история Марвина и компании показывает происхождение ренты и ее влияние на потоки денежных средств и чистую приведенную стоимость проекта.

Любые расчеты приведенной стоимости, включая и наши вычисления для Марвина и компании , подвержены ошибкам. Но такова жизнь: никакого другого разумного способа оценить большинство инвестиционных проектов не существует. Но некоторые активы, в том числе золото, недвижимость, сырая нефть, корабли и самолеты, а также финансовые активы, такие, как акции и облигации, продаются на достаточно конкурентных рынках. Когда вы знаете рыночную стоимость такого актива, используйте ее по крайней мере как отправную точку в вашем анализе.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

В большинстве работ по микроэкономике рассматриваются факторы, определяющие экономическую ренту. Смотри, например:

S.Fischer et at. Introduction to Microeconomics, 2d ed. McGraw-Hill Book Company, New York, 1988.

используются так, чтобы минимизировать совокупные издержки производства запланированного объема продукции. Экономическая рента, получаемая за счет какого-либо актива, равна совокупным дополнительным издержкам, которые возникли бы, если бы данный актив был выведен из эксплуатации.

Остановимся еще на одном моменте, связанном с ликвидационной стоимостью, который возвращает нас к нашему примеру с компанией Вольный полет , описанному в предыдущей главе. Высокая ликвидационная стоимость дает фирме возможность отказаться от проекта в случае, если что-то пойдет не так. Однако если конкуренты знают, что вы можете легко уйти из бизнеса, они, вероятнее всего, проникнут на ващ рынок. Если же им ясно, что у вас нет другого выхода, как остаться и бороться, они будут более осторожны в конкуренции с вами.

Когда компания Марвин заявила о своих планах расширения производства, многие собственники оборудования первого поколения успокаивали себя надеждой, что Марвин не сумеет конкурировать с их предприятием, амортизация которого полностью завершена. Их спокойствие было неуместно. Вне зависимости от политики в области амортизационных отчислений в прошлом предпочтительнее вывести из эксплуатации оборудование первого поколения, нежели использовать его в производстве. Не налейтесь, что цифры в вашем балансе могут защитить вас от суровой экономической действительности.



Любопытный анализ возможного влияния новой технологии на приведенную стоимость существующих активов смотри:

S.P.Sobotka and C.Schnabel. Linear Programming as a Device for Predicting

Market Value: Prices of Used Commercial Aircraft, 1959-65 Journal of

Business. 34:10-30. January. 1961.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Вы получили в наследство невозделанный земельный участок площадью 250 акров в Айове. Существует активный рынок земельных участков такого типа, и подобная земельная собственность продается по цене 1000 дол. за акр. Чистый денежный доход в расчете на акр составляет 75 дол. в год. Ожидается, что этот денежный доход в реальном выражении будет постоянен. Сколько стоит земля? Местный банкир советует вам использовать ставку дисконта 12%.

2. Верны или неверны следующие утверждения?

а) Фирма, доход которой равен альтернативным издержкам, получает экономическую ренту.

б) Фирма, которая инвестирует в рисковое предприятие с положительной чистой приведенной стоимостью, ожидает получить экономическую ренту.

в) Финансовые менеджеры должны пытаться определить сферы, где их фирмы могли бы заработать экономическую ренту, поскольку именно здесь существует вероятность найти проекты с положительной чистой приведенной стоимостью.

г) Экономическая рента представляет собой равномерные годовые затраты на эксплуатацию оборудования с длительным сроком службы.

3. Спрос на сферические универсальные измерители быстро растет, а отрасль является высококонкурентной. Строительство завода по производству универсальных измерителей стоит 50 млн дол., а его производственные мощности рассчитаны на 500 ООО измерителей в год. Издержки производства составляют 5 дол. на единицу продукции, и ожидается, что их величина не изменится. Если машины имеют неограниченный срок службы и затраты на привлечение капитала равны 10%, какова цена универсального измерителя?

а) 5 дол.

б) 10 дол.

в) 15 дол.

4. В журнале Aviation Week and Space Technology , 25, 1966 появилось следующее сообщение: Alitalia решила отказаться от использования реактивных самолетов передовой технологии. Анализ, проведенный этим транспортным агентством, как и некоторыми другими авиалиниями, показал, что полностью амортизированные самолеты Дуглас DC-8 можно использовать на вполне конкурентном уровне с самолетом Боинг-747. Благодаря тому, что издержки в расчете на количество посадочных мест или тонно-километр для полностью амортизированного субзвукового реактивного самолета настоящего поколения, вероятно, не сильно отличаются от аналогичных издержек для реактивного самолета передовой технологии. Обсудите, являются ли низкие амортизационные отчисления по DC-8 основанием для продолжения эксплуатации этого самолета. При каких условиях было бы предпочтительно использовать Боинг-747?

5. Если производитель средств производства выпускает новый, более эффективный продукт, кому скорее всего это будет выгодно? При каких условиях покупку нового оборудования можно считать инвестициями с положительной чистой приведенной стоимостью?

6. Почему студент Магистратуры делового администрирования, узнавший о методе дисконтированного потока денежных средств, похож на малыша с молотком? Каков смысл вашего ответа?



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 [ 91 ] 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355