Тел.факс: +7(831)437-66-01
Факторинг  Распределение и корреляция приращений 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Конгрессмена Шнелла не существует. А Почтовая служба США отвергла любую возможность дополнительного налога на сообщения электронной почты, посланные по Интернету [430].

JUST А

NORMAL DAYATTHE МАТЮНЪ MOST WPORTANTFimNCIM. INtiTirUTlON...


Рис. 43. Карикатура на воздействие слухов на поведение рынка акции, взятое с титульного листа журнала TTie Economist, 1-7 ноября 1997, комментирующего суматоху после падения DJIA на 7% 27 октября 1997.

Крупные слухи также развивались и в нащюнальном масиггабе [259]. Хидео Ибе (Hideo Ibe), предьщущий президент Научно-исследовательского института политики в отношении старения, объявил в офшдиальном сообщении для печати 14 февраля 1996: Мое внимание обратили на то, что Дэн Сяопин сказал: Поскольку японцы имеют недостаточно детей, мы можем послать им пятьдесят миллионов китайцев . Это утверждение кажется странным, учитьюая, что Япония имеет 340 жителей на квадратный километр, а Китай всего только 100. Кроме того, это маловероятно, ввиду строгости иммиграционной службы Японии. Говорил ли это Дэн Сяопин или такое суждение ожидалось от японского общественного мнения? Чтобы определить правду, нужно проверить источник информации, что подразумевает проверку всех китайских газет, радио и телевизионных записей в течение месяцев или, возможно, нескольких лет, предшествующих этому объявлению. Это бьшо бы трудная задача, которая могла бы потерпеть неудачу, как

произошло в случае предполагаемого обращения к Вашингтон Пост алжирского президента Хоуари Боумедиена: Однажды, мтшлионы мужчин и женщин оставят южные и бедные части мира, чтобы прорваться в относительно достугшые области северного полушария ради своего выживания . Процитированное известными французскими демографами и усиленное менеджерами важных средств информации, это заявление, которое питало страх вторжения, никогда не бьшо зарегистрировано, несмотря на тщательное исследование Вашингтон Пост за несколько лет.

Циркуляция таких слухов призьюает изучению эпидемиологических исследований, на подобие вьшолненного Эдгаром Морином расследования слуха, распространившегося в Орлеане, Франция, о том, что молодые женщины исчезали в магазинах мод, принадлежавших евреям. Морин показал, как все социальные слои общества участвовали в распространении этого слуха. С другой стороны, в двух предьщухцих примерах, инфекция бьша поддержана, оправдана и, вероятно, даже создана элитами, либо учеными, либо людьми, отвечавпшми за средства информации. Эти слухи не циркулируют во всех направлениях, но, по существу, идут от вершины до основания общества. Довольно сложные представления, явно серьезные рекомендации, которые, кажется, оправдьгоают их происхождение и их вьщающихся сторонников, обеспечивают пищу для преувеличений, обслуживающих разнообразные интересы и психологические уклоны во всех слоях общества.

Несмотря на вероятную путаницу, которая может возникнуть в сознании читателя, видимо, имеет смысл упомянуть здесь недавнюю книгу П. Гарбера (Р М. Garber), который повторно исследовал тюльпаноманию и пузыри Южных морей и Джона Ло, описанные в главе 1, с тщательным и свежим взглядом на исторические записи. [153] Его главное заключение - легендарные элементы, ритуально призьгоаемые в качестве подлежащего основания спекулятивных пузырей, а именно, стадное и иррациональное поведение, не так уж однозначно истинны. Вместо этого, он защищает представление о том, что эти события имеют возможное объяснение в терминах фундаментальной оценки. Интересно, что Гарбер рассматривает миф тюльпаномании возникающим из слуха, который был профессивно усилен последовательными авторами, используюидами его для своих задач, типа поддержки моралистического выпада против чрезмерной спекуляции или, в современное время, взывания к правительственному регулированию: эпизод тюльпаномании... - просто риторическое устройство, используемое для того, чтобы выдвигать аргумент, что..., существование тюльпаномании доказывает, будто рьшки являются сумасшедшими. Любопытное волнение на современном рьшке может тогда быть приписано сумасшедшему поведению, следовательно, рьшок, возможно, должен более строго регулироваться [153, стр.11.]. В то время, как книга Гарбера бьша тепло встречена рядом авторитетных финансовых экономистов, экономист Кинддебергер (К. Р Kindleberger) указал на некоторые недостатки работы и выводов [237]: дебаты между теми, кто верит, что рынки всегда рациональны и эффективны, опираясь на фундаментальные параметры, и историками, которые привлекают внимание к ряду финансовых кризисов, начиная, по крайней мере, с 1550 года, вероятно, будут продолжаться. Расчетливость призьгоает сделать выбор



за или против фршансовых кризисов, комплексность позволяет говорить, что рьпши, главным образом, надежны, но ршогда захватываются неблагоприятной активностью .

Фыжумнш самой подящей идеи

Усилия людей по разделению друг с другом идей и поведений можно проследить на более фундаментальном уровне, согласно теории мимов ( nienies ), представленной Ричардом Докинсом [102, 42]. Мим для мыпшения все равно, что ген для эволюции. Мим определяется, как любая идея, поведение или навык. Подобно гену, мим может реплицироваться имитацией, передаваясь от одного человека к другому: истории, моды, изобретения, рецепты, песни, способы распашки поля или бросков в бейсболе или ваяния скульптур. Подобно гену, мим конкурирует с другими мимами, как идеи и поведения конкурируют в культуре и между культурами. Мимы поступают в нас от всех общающихся с нами людей во время нашего роста: родителей, родных братьев, друзей, соседей, преподавателей, проповедников, боссов, коллег и всех тех, вовлечен в создание вещей, подобных учебникам, романам, книжкам комиксов, кино, телевизионным показам, газетам, журналам, интернет-сайтам и так далее. Все эти люди постоянно повторяют друг другу (и, конечно, своим детям, студентам, служапщм и т.п.) мимы, который они получили в течение своей жизни. Все эти голоса, взятые вместе, составляют голос Матери-Культуры [339]. Согласно теории мимов, так же, как вид наших тел может быть обьяснен только в терминах естественного отбора, так и вид наших умов может быть обьяснен в терминах миметического отбора [42]. Например, Блэкмор (Blackniore) [42] показал, что как только наши отдаленные предки приобрели критическую способность к имитации, начался второй вид естественного отбора -выживание наиболее пригодных среди конкурирующих идей и поведений. Идеи, которые доказали свою наибольшую адаптивность, например, для производства инструментов или использования в языке - выживали и процветали, копируя себя в настолько многих умах, насколько это возможно. Затем эти мимы передали себя от поколения к поколению, способствуя тому, что гены тех, кто их приобрел, также выжили и воспроизвели себя. Применение этой теории ко многим аспектам человеческой жизни предлагает новые перспективы для объяснения того, почему мы живем в городах, почему мы говорим так много, почему мы не можем прекратить думать, почему мы ведем себя альтруистично, как мы выбираем наших помощников и так далее. Согласно Блэкмору, когда мы смотрим на религии или другие ненаучные верования, типа астрологии,

то с точки зрения мимов, мы можем понять, почему они оказались настолько успешными. Эти релитозные мимы не были установлены с намерением преуспеть. Они были всего лишь поведением, идеями и историями, которые были скопированы от одного человека к другому в длинной истории человеческих попыток понять окружающий мир. Они были успешны, потому что так случилось, что они пришли вместе во взаимно поддерживающие сообщества единомышленников, которые вкпючали в себя все правильные уловки, чтобы благополучно сохранить их в миллионах умов, книг и даний, и повторно передавать их дальше. Они вызывали сильные эмоции и странные ощущения. Они обеспечили мифы, чтобы отвечать на

реальные вопросы и мифы были защищены непроверяемостью, угрозами и обещаниями. Они создавали и затем уменьшали страхи, чтобы создавать понимание и они использовали трюки с красотой, правдой и альтруизмом, чтобы способствовать своему распространению. [42, стр.192]

В том же духе будет соблазнительно проинтерпретировать в пределах этой же теории некоторые поведения, наблюдаемые на рьпжах акций, например, использование технического анализа, за который борется истинная культура , даже если техтшческий анализ не бьш реально установлен с твердой научной точки зрения (см., однако, [53,36,6]).

(Dyjasapma

Инвестиции на рьпже акций - это своего рода лотерея или игра на деньги со многими инвесторами, по крайней мере, если следовать утверждению некоторой части популярной прессы, которая запустила выражение рьшок акций - это казино . Азартный дух игры на деньги, обычно проявляемый в лотереях и в казино, стал видным настроением во многих штатах США и, может быть, важным психологическим фактором при работе на рьшке акций. Азартная игра - это больше, чем приояятие рисков. Конечно, риск присутствует в азартной игре, но игра - это нечто большее. Слово игра на деньги ( gambling ) связано со словом Hrpa (game) и происходит от старого английского слова gammon (мистификация, притворство). Азартная игра, таким образом, связана с идеей относительно Игры. Азартная игра - это Игра. Это не игра, основанная на навьже или на причинности, это - Игра, основанная на чистом шансе.

Азартная игра - это апелляция к чистому шансу; случайная удача без навыка или личной причастности. [277] Азартная игра - это деятельность, в которой человек рискует чем-то ценным, благодаря силам случая, находящимся полностью вне его контроля или вне любого рационального ожидания, в надежде получить или вьшграть что-то большей стоимости, обычно, большее коштчество денег. Лотерея стала главной Американской фантазией. Оценки общей суммы заключаемых пари трудно получить, но, приблизительно, на $500 миллиардов заключается легальных пари каждый год в Америке, а нелегальные пари добавляют к оценке еще больше и сумма далеко переваливает за $1 триллион. Статистика показьшает, что существует, приблизительно, 10 миллионов навязчивых игроков в Соединештых Штатах. Это больше, чем ко)шчество алкоголиков. Интересно отметить, что игра на деньги также сьпрала видную роль в ранней Американской истории. В 1612 году, Британское правительство запустило лотерею, чтобы помочь новому поселению в Джеймстауне, в Виржинии. В 1776 году. Первый Континентальный Конгресс Соединеттных Штатов продавал лотерейные билеты, чтобы финансировать Американскую революцию. Сам президент Вапшнгтон купил первый билет лотереи, чтобы помочь построить новую столицу, назьшаемую Федеральным Городом, теперь известном, как Вашингтон, округ Колумбия. Соединенные Штаты были основаны на лотерее, революция финансировалась лотереей, и постройка столицы финансировалась лотереей.

С 1790 до 1860, 24 из 36 штатов спонсировали лотереи, проводимые



государством. Множество школ, университетов, колледжей и сотни церквей проводили свои собственные лотфеи, чтобы привлечь средства для строительства собственных зданий. Пройдя период ранней Американской истории, азартной гары и лотерей, спонсируемых правительством, к 1894 году, из-за увеличивающейся коррупции, лотфеи исчезли из Амфики. К 1894 больше не бьшо спонсируемой правительством азартной ифы - она закончилась в коррупции и финансовым фиаско. Публичная азартная игра на деньги на любом уровне бьша полностью прекращена. Между 1894 и 1964, не бьшо никакой, спонсируемой правительством, шры на деньги в Америке. В 1964, Ифа бьша повторно представлена штатом Нью-Хэмгшшр, который стал первым штатом предложившем лотерею, и теперь 37 штатов спонсируют правительственные лотереи, а Вашингтон, округ Колумбия, является 38-м. Более, чем 500 казино существует в стране.

В 1974-ОМ, 10 годами позже, опрос общественного мнения показал, что 61% американцев шрали на деньги, держа пари на $47.4 миллиарда, ежегодно. В 1989-ом, 71% держал пари на $246 миллиардов. В 1992-ом, пари держались на $330 миллиардов. В 1995-ом, исследования показывают, что 95% американцев шрают на деньги, 82% шрают в лотфею,75% - на игральных автоматах, 50% ставят на собак и лошадей, 44% шрают в карты, 34% - в лото, 26% играют на спортивных собьпиях, 74% часто посещают казино и 89% - одобряют азартную шру. Нельзя не фавнить этот рост энтузиазма в отношении азартной игры с бычьим рьшком акций и примечательным ростом числа домашних хозяйств, владеющих акциями, в последние десятилетия.

Расходы на азартную игру каждый год превьпиают суммы, потраченные на фильмы, книги, развлечения, музыку и развлечение в целом. Люди тратят большее количество денег, шрая на деньги чем, они тратят на билеты на все национальные спортивные события, вместе взятые (бейсбол, футбол, и все остальное). В 1993, люди легально потратили $400 миллиардов, $482 миллиарда в 1994 и более $500 миллиардов в 1999! Пять миллиардов тратится ежегодно только в автоматах одного штата Невада! Девяносто два миллиона домашних хозяйств посещают казино и 10% всех денег, заработанньк людьми в Америке, бросаются в азартную шру!

Трудно оценить, насколько силен дух азарта в умах индивидуальных инвесторов. А если это действительно правда, то уместно предположить, что этот дух делает инвесторов склонными к стадности, т.к. они вкладывают капитал, имея небольшую информацию. Это может также объяснять аномально большую волатильносгь цен [374] и их потенциальную нестабильность

Анти-имитация и самоорганизация

ИТочему иногда выгодно бътгъ в меньшинстве

В практическом вьшолнении торговой стратегии недостаточно знать или предполагать общее направление рьшка. Существуют дополнительные тонкости, управляющие тем, как трейдер собирается вступать (чтобы покупать, или продавать) на рьшок. Например, Эшг захочет оказаться слегка впереди стада, чтобы купить по лучшей цене, прежде, чем цена увеличится до уровня бычьего

консенсуса. Симметрично, она захочет выйти из рьшка немного раньше толпы, то есть перед разворотом тренда. Другими словами, она хотела бы быть немного противоположной, покупая, когда большинстю все еще продает и, продайая, когда большинство все еще покупает, слегка опфежая изменение мнетшя большинства ее соседей . Это означает, что она будет не всегда хотеть следовать за стадом, по крайней мере на коротких масштабах времени. На этом уровне, Энн не может полагаться на опрос своих соседей , потому что она знает, что они, также как и остальная часть толпы, будут иметь сходные идеи попьттаться предположить мнения друг друга о том, когда войти в рьшок. Вообще говоря, Энн, в идеале хотела бы бьггь в меньшинстве, когда входит в рьшок, в больишнстве - при удфжании позиции и снова в меньшинстве - при закрыгаи ее позиции.

Это ведет к другому типу поведений, весьма отличных от основанных на ш.щтации и стадности. Здесь, проблема для Энн состоит в использовании прошлой информации, для принятия решетшя покупать рьшок, когда она верит, что большинство других еще не будет делать этого. Таким образом, она должна бьггь в меньшинстве. Получение прибыли от нахождения в меньшинстве приводит к интересным парадоксам. Дьявольская ирония, но если все трейдеры используют тот же самый набор правил, они будут делать ту же самую вещь, в то же самое время, и поэтому не могут быть в меньишнстве. Это ведет к примечательному пфадоксу: в противоположность имитативному поведению, которое укрепляется, когда каждый следует этому поведению, быть в меньшинстве, подразумевает стремление быть отличным и, таким образом, не может происходить из использования одинаковых правил для всех. Таким образом, адаптируясь, Энн и ее коллеги будут зшться и будут вынуждены изменять свои стратегии входа, основьгоаясь на прошлых успехах и неудачах.

УТроблема бара Эль-фарола

Эта проблема недавно бьша формализована в структуре, так назьгеаемых миноритарных шр . Миноритарная игра - это повторяемая шра, где N игроков должны выбрать один из двух вариантов (скажем, А и В) на каждом шаге. Те, кто, оказался в меньшинстве - победил. Кажущаяся довольно простой на первый взгляд, эта Ифа имеет тонкость в том смысле, который мы уже сказали - если все игроки анализируют ситуацию аналогичным образом, они все выберут ту же самую альтернативу и прошрают. Кроме того, есть офаничение, поскольку не все шроки могут победить в то же самое время. Миноритарные шры это абстракции известной проблемы бара Эль-Фарола. [17] В этой модели, 100 людей решают, независимо друг от друга, каждую неделю идти ли в бар, который предлагает развлечение на определенный вечер. Места офаничены и вечер будет приятен только, если бар не слишком переполнен - точнее, если меньше, чем 60% мест из возможных 100, заняты. Нет никакого способа узнать наверняка число прибывших заранее, поэтому человек идет, то есть считает, что стоит пойти, если он ожидает приход меньшего количества, чем 60; или он остается дома, если ожидает народу больше, чем 60 в баре. Выбор не зависит от предьщущих посещений; нет никакого сговора или предществуюшцх связей между людьми и единственная доступная информация -числа пришедших на прошлых неделях. Какова динамика количества посетителей



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65