|
Стройкредит Факторинг в прессеДостоинства факторингаПо мнению специалистов, индустрия факторинга (финансирование под уступку денежного требования) вышла в РФ на высокий уровень развития. На рынке появляются новые игроки, в том числе иностранные банки, факторы предлагают клиентам более широкий ассортимент услуг.Кризис ликвидности на мировых рынках капитала, продолжающийся с августа прошлого года, заставил многие факторинговые компании, активно привлекавшие для своего развития зарубежные ресурсы, временно сократить объемы финансирования клиентов. Тем не менее интерес к рынку факторинга растет. Как считает гендиректор "Стройкредит Факторинга" Людмила Нестерова, это связано со значительным ростом спроса на эту услугу: все больше компаний видят в факторинге надежный и эффективный инструмент развития бизнеса. По мнению замдиректора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Надежды Буриковой, индустрия факторинга в России вышла на высокий уровень развития. Это подтверждается появлением сайтов в Интернете, посвященных факторинговой тематике, увеличением количества статей в прессе, более осознанным подходом клиентов к выбору фактора и набору услуг, которые необходимы клиенту. Основным преимуществом факторинга является то, что компании, предоставляя отсрочку платежа своим покупателям, получают финансирование по факту отгрузки. Но это не единственное преимущество этого продукта. По словам начальника управления факторинга банка "Союз" Юрия Шаранова, кроме пополнения оборотных средств финансовый агент берет на себя функции управления дебиторской задолженностью, включая оценку контрагентов, верификацию (подтверждение соответствия конечного продукта предопределенным требованиям) и контроль поставок. "Факторинг является комплексной услугой. Помимо финансирования в нее также входят страхование рисков неплатежа, информационно-аналитические услуги, коллекторские услуги. В связи с этим клиент имеет возможность в зависимости от целей компании выбрать и получать необходимые ему услуги. При этом на каждом жизненном цикле компании возможно изменение набора услуг. Клиент может получать финансирование в любой удобный для него момент, главное при этом — соблюсти единственное требование: срок отсрочки платежа по финансируемым поставкам не должен быть истекшим. У данной услуги нет недостатков", — подчеркнула Надежда Бурикова. В отличие от банковских кредитов факторинг не требует длительной процедуры оформления документов и залогового обеспечения, не ограничен сроком договора. "Эта услуга дает возможность значительно увеличить объемы продаж, оптимизировать затраты, решить проблемы, связанные с предоставлением отсрочки платежа (товарного кредита)", — сообщила Людмила Нестерова. С ее слов, одним из относительных недостатков факторинга можно назвать более высокий по сравнению с банковским кредитом процент за пользование денежными средствами. При заключении договора факторинга следует обращать внимание на условия и сроки предоставления финансирования, ставки, обязательства по регрессу, размер и стоимость льготного периода. Особое внимание — на взимаемые фактором комиссии. "Часть их берется с оборота, часть аналогично процентам по кредиту, часть в абсолютной сумме, часто размер комиссий увеличивается в связи с наступлением или не наступлением различных обстоятельств", — пояснил начальник управления факторинга Юникредитбанка Константин Овчаров. По мнению Юрия Шаранова, факторинг подходит для компаний любых размеров и отраслей: малым компаниям факторинг позволяет получить финансирование без залога. Средние компании в факторинге привлечет страхование рисков и управление дебиторской задолженностью. Крупным компаниям факторинг позволит разгрузить баланс — уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской. Начальник управления факторинговых операций НОМОС-банка Владимир Колодяжный объясняет набирающую популярность продукта благоприятной экономической ситуацией в стране, ростом потребительского сектора и расширением продуктовых рядов факторов: "Не последнюю роль в динамике рынка сыграло активное развитие регионов, куда устремились большинство основных сетевых ритейлеров. Как следствие, основные лидеры рынка факторинга активно предоставляют данную услугу как в Москве, так и в регионах через свои филиалы и представительства". Кроме того, некоторые факторы включили в свои продуктовые линейки безрегрессный и реверсивный факторинг. Особо эксперты выделяют "экспресс-факторинг", ориентированный на предприятия малого бизнеса, доля которых на рынке факторинга постоянно растет. Продолжает расти и клиентская база факторинговых компаний. При этом в числе основных потребителей факторинга по-прежнему остаются предприятия оптовой торговли. На их долю, по разным оценкам, приходится около 70% рынка, в том числе около 35% — на компании, занимающиеся торговлей электрооборудованием, компьютерами, бытовой техникой, мобильными телефонами, аксессуарами и комплектующими к ним, а также продуктами питания. 25% рынка занимают предприятия — производители пищевых продуктов и алкогольной продукции. С начала года эксперты отмечают рост популярности факторинга у поставщиков услуг, однако их доля на рынке по-прежнему остается незначительной. Согласно прогнозу Владимира Колодяжного, в 2008 году следует ожидать динамичный рост рынка факторинга — в объеме уступленных денежных требований он увеличится с $17,7 до 32,7 млрд. При этом будет постепенно снижаться доля Москвы (до 47% в 2008 году) за счет активного спроса со стороны региональных клиентов. Специалисты ожидают рост спроса на услугу безрегрессного факторинга (в 2008 году объем этого рынка может составить около $4 млрд.), а также продолжения увеличения доли потребителей факторинга из числа предприятий малого и среднего бизнеса. |